Шагинян М. - Четыре урока у Ленина - (отрывок), (исп.: Елена Фадеева), (Зап.: 1976г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - «Урок первый. Воспитание коммуниста».

«Урок первый - Воспитание коммуниста» (год написания: 1963) / Входит в книгу «Четыре урока у Ленина» - М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1972 год, Стр.: 11

Мариэтта Сергеевна Шагинян (21 марта [2 апреля] 1888г., г. Москва - 20 марта 1982г., г. Москва) - советская писательница, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналистка, историограф. Доктор филологических наук (1941). Член ВКП(б) (1942). Герой Социалистического Труда (1976), член-корреспондент АН Армянской ССР (1950). Лауреат Сталинской премии III степени (1951) и Ленинской премии (1972). Из семьи врача Старо-Екатерининской больницы, приват-доцента кафедры диагностики внутренних болезней Императорского Московского университета Сергея (Саркиса) Давыдовича Шагиняна (1860-1902) и его жены Пепронии Яковлевны Шагинян (урожд.: Хлытчиевой, во втором браке Болдыревой; 1867-1930). Получила полноценное домашнее образование, училась в частном пансионе, затем - в гимназии Ржевской. В 1902-1903 гг. училась в Екатерининской женской гимназии в Нахичевани-на-Дону. В 1906-1915 гг. сотрудничала в московской печати. В 1912 году окончила историко-философский факультет Высших женских курсов В.И. Герье. В 1912-1914 гг. изучала философию в Гейдельбергском университете. В 1915-1919 гг. Шагинян была корреспондентом газет «Приазовский край», «Черноморское побережье», «Трудовая речь», «Ремесленный голос», «Кавказское слово», «Баку». В 1915-1918 гг. жила в Ростове-на-Дону, преподавала в местной консерватории эстетику и историю искусств. В 1919-1920 гг. работала инструктором Доннаробраза и директором 1-й прядильно-ткацкой школы. Затем переехала в Петроград, в 1920-1923 гг. была корреспондентом «Известий Петроградского Совета» и лектором института истории искусства. В 1922-1948 гг. работала специальным корреспондентом газеты «Правда» и одновременно несколько лет специальным корреспондентом газеты «Известия». В 1927 году переехала в Армению, где прожила 5-ть лет. С 1931 года жила в Москве. В 1930-х годах окончила Плановую академию Госплана им. В.М. Молотова (изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику), работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистиком, историографом на ленинградских фабриках, годы Великой Отечественной войны провела на Урале корреспондентом газеты «Правда». В 1934 году на Первом съезде советских писателей была избрана членом правления Союза писателей СССР. Несколько лет была депутатом Моссовета.
____________________________

Елена Алексеевна Фаде́ева (25 марта (7 апреля) 1914г., г. Москва - 29 июля 1999г., г. Москва) - советская, российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1968).

Иллюстрации:
М.Шагинян
Е.Фадеева

P. S.:

Лениниана в советской литературе, искусстве, драматургии обширна и многозначна. Начиная со знаменитой статьи М. Горького о Ленине, с первого воплощения бессмертного образе в незабываемом фильме «Ленин в Октябре», где главную роль играл Б. Щукин, деятели искусства и литературы стремятся к передаче всего неиссякаемого многообразия человеческих, личностных черт Владимира Ильича. ...Вглядываясь в известные фотографии В. И.Ленина, мы даже в знакомых открываем бесконечное количество оттенков. Если же среди «хрестоматийных» изображений встречаются доселе малоизвестные, мы вынуждены признаться себе, что вот эта, скажем, фотография, где молодой Ленин, задумавшись, смотрит на шахматную доску или заразительно, безудержно, почти по-детски хохочет, поддразнивая проигравшего противника, открывает нам не меньше в человеческом обаянии Ленина, в его непосредственности или умении глубоко сосредоточиться, чем, например, та общеизвестная, где Владимир Ильич с лукавым прищуром слушает Герберта Уэллса. И все-таки фотографии, хотя это и самое достоверное из свидетельств, конечно же, не способны воссоздать всей полноты характера этого сложного и такого простого во внешних проявлениях человека. Тот, кто внимательно читал ленинские статьи, речи, письма, записки, не раз поражался, сколько глубинной энергии, юмора, уничтожающего или добродушного, сколько порой ярости и гнева, ярко высвечивающих бескомпромиссность, непримиримость даже по отношению к близким ему людям, скрыто в этих лаконичных строках, сколько оттенков всех человеческих чувств формируют этот неповторимый характер. Слушая ленинский голос в несовершенных записях первых лет существования Советского государства, мы улавливаем нюансы, из которых также складывается целостный облик вождя, руководителя, человека. Ленин не терпел афиширования, был чрезвычайно сдержан в проявлениях чувств в быту. Но внимательный, заинтересованный читатель откроет в его письмах, в воспоминаниях его близких, друзей множество черт, ярко воссоздающих его не только «словесный», но, самое главное, живой и очень своеобразный характер: предельную скромность и несокрушимую уверенность в правоте революционного дела, удивительную деликатность, духовную мощь и энергию мысли, лукавую ироничность и способность мгновенно оценивать ситуацию, кажущуюся другим безвыходной и вызывающую молниеносные, единственно верные решения у Ленина... Все эти бесценные черточки, нюансы и оттенки - неисчерпаемый материал для творческого вдохновения подлинного художника. Через их художественное осмысление прошли создатель замечательной трилогии о Ленине драматург Николай Погодин, писатель Константин Федин и одна из старейших советских писательниц Мариэтта Шагинян. Книга Шагинян «Четыре урока у Ленина» рождалась долго и мучительно. Сама писательница признаётся, что для того, чтобы написать эту книгу, потребовалось немало усилий: она предприняла длительное путешествие за границу - в Италию, Францию, Великобританию, объездив места, где жил В.И. Ленин. А главное - понадобился и писательский, и долгий человеческий опыт, накопленный десятилетиями. «Четыре урока у Ленина» - не первый вклад Шагинян в литературную Лениниану. По словам писательницы, «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссийская» «были подступами к Ленину через изучение 1860-х и 1870-х годов и образы его семьи и детства». Но «тема «Ленин», сам Ленин, мудрый, взрослый, учитель, преобразователь жизни, открывший новую эру не только в социально-политической области, но и в этике, в философии, в теории познания, оставалась все еще впереди. И я решилась наконец приступить к ней. Так родилась, вернее - начала рождаться, самая трудная, самая увлекательная книге в моей жизни. Я назвала её «Четыре урока у Ленина», потому что совсем не претендую в ней на какую-либо полноту или хотя бы попытку охвата ленинизма. В ней затронуты лишь отдельные моменты ленинского мышления, отдельные особенности его теории познания, отношения его к проблемам нравственности, к творчеству художника, в поведении человека. Это действительно только четыре урока у Ильича, полученные у него самого от чтения его книг и воспоминаний о нём. Мне бы хотелось, чтоб советские люди прочли эту книгу; она писалась с думой о нашей молодёжи и о будущем нашей страны, которое ей предстоит cтать». Фрагменты книги Шагинян «Четыре урока у Ленина» записаны в исполнении народной артистки РСФСР Елены Фадеевой, создавшей на театральной сцене и на киноэкране строгий, возвышенный образ Марии Александровны Ульяновой. - М. Бабаева -