Куприн А - Тень Наполеона (чит. В. Баринов)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Александр Куприн «Тень Наполеона»

Рассказ "Тень Наполеона" (1928) представляет вариант анекдота, каких было много в России, по поводу поиска столетних стариков, будто бы помнивших Наполеона. Уже в ранних военных рассказах Куприна проявляются черты, свойственные зрелому творчеству писателя. В этих рассказах хорошо передан военный быт, который он не собирался обличать» или «порицать»; но он показывал и то, что стояло за этим бытом в мыслях и чувствах людей, так например, он подсмеивается над искусственным характером военных маневров, когда все знали, что враг был только воображаем.
1912 год, , на двадцать шестое августа приходится столетняя годовщина Бородинского боя. Большой государственный ум подал мысль: собрать на бородинских позициях ветеранов, принимавших участие в приснопамятном сражении, а также просто древних стариков, которые имели случай видеть Наполеона.За исполнением приказа следит сам генерал Ренненкампф.Но вот незадача-ни один из старожилов знаменитой деревни на эту роль не годится.Ушлый исправник по фамилии Каракаци берется решить эту проблему.

Впервые опубликовано 2 сентября 1928 г. в газете «Возрождение» (№ 1188).
http://militera.lib.ru/prose/russian/kuprin4/pre.html

Александр Иванович Куприн (26 августа 1870 — 25 августа 1938, Ленинград, СССР)
— русский писатель.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет : цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. Куприн, призванный в чине поручика на Первую мировую войну, с женой-сестрой милосердия. В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, красный террор, он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 году пришёл к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким.
Осенью 1919 года, после поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.
В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера“ — это моё завещание русской молодёжи».

http://ru.wikipedia.