Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Стихотворения Осипа Мандельштама в исполнении Михаила Козакова и Сергея Юрского.
1. «Автопортрет», 1914г. - (исп.: М. Козаков).
2. «Звук осторожный и глухой...», 1908г. - (исп.: М. Козаков).
3. «Только детские книги читать...», 1908г. - (исп.: М. Козаков).
4. «Нежнее нежного...», 1909г. - (исп.: М. Козаков).
5. «Дано мне тело...», 1909г. - (исп.: М. Козаков).
6. «Silentium !», 1910г. - (исп.: М. Козаков).
7. «Сегодня дурной день...», 1911г. - (исп.: М. Козаков).
8. «Отчего душа так певуча...», 1911г. - (исп.: М. Козаков).
9. «Я ненавижу свет...», 1912г. - (исп.: М. Козаков).
10. «Образ твой, мучительный и зыбкий...», 1912г. - (исп.: М. Козаков).
11. «Царское Село», 1912г. - (исп.: М. Козаков).
12. «Мне Тифлис горбатый снится...», 1920г., 1927г. - (исп.: М. Козаков).
13. «Кинематограф», 1913г. - (исп.: М. Козаков).
14. «Импрессионизм», 23 мая 1932г. - (исп.: М. Козаков).
15. «Бах», 1913г. - (исп.: М. Козаков).
16. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», 1915г. - (исп.: М. Козаков).
17. «Петербургские строфы», 1913г. - (исп.: М. Козаков).
18. «На страшной высоте блуждающий огонь...», 1918г. - (исп.: М. Козаков).
19. «В Петрополе прозрачном мы умрём...», 1916г. - (исп.: М. Козаков).
20. «Жил Александр Герцович...», 27 марта 1931г. - (исп.: М. Козаков).
21. «Я скажу тебе с последней прямотой...», 7 марта 1931г. - (исп.: М. Козаков).
22. «Мы с тобой на кухне посидим...», Январь 1931г. - (исп.: М. Козаков).
23. «Я вернусь в мой город...», Декабрь 1930г. - (исп.: М. Козаков).
24. «За гремучую доблесть грядущих веков...», 17-28 марта 1931г. - (исп.: М. Козаков).
25. «Довольно куксится, бумаги в стол засунем...», 7 июня 1931г. - (исп.: М. Козаков).
26. «И Шуберт на воде...», Январь 1934г. - (исп.: М. Козаков).
27. «Мой щегол, я голову закину...», 9-27 декабря 1936г. - (исп.: М. Козаков).
28. «Я должен жить, хотя я дважды умер...», Апрель 1935г. - (исп.: М. Козаков).
29. «Невыразимая печаль...», 1909г. - (исп.: С. Юрский).
30. «Слух чуткий парус напрягает...», 1910г. - (исп.: С. Юрский).
31. «Воздух пасмурный влажен и гулок...», 1911г. - (исп.: С. Юрский).
32. «Tristia », 1918г. - (исп.: С. Юрский).
33. «За то, что я руки твои не сумел удержать...», 1920г. - (исп.: С. Юрский).
34. «Я наравне с другими...», 1920г. - (исп.: С. Юрский).
35. «Я в хоровод теней...», 1920г. - (исп.: С. Юрский).
36. «Я не увижу знаменитой «Федры»...», 1915г. - (исп.: С. Юрский).
37. «Концерт на вокзале», 1921г. - (исп.: С. Юрский).
38. «Полночь в Москве...», Май - 4 июня 1931г. - (исп.: С. Юрский).
39. «Голубые глаза и горячая лобная кость...», 10 января 1934г. - (исп.: С. Юрский).
40. «Куда мне деться в этом январе ?», Январь - 1 февраля 1937г. - (исп.: С. Юрский).
41. «О, как мы любим лицемерить...», Февраль 1932г. - (исп.: С. Юрский).
42. «Заблудился я в небе, - что делать ?...», 19 марта 1937г. - (исп.: С. Юрский).
Осип Эмильевич Мандельштам (имя при рождении - Ио́сиф) (2 (14) января 1891г., г. Варшава - 27 декабря 1938г., Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя во Владивостоке) - русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века.
____________________
Михаил Михайлович Козаков (14.10.1934г., г. Ленинград - 22.04.2011г., г. Рамат-Ган, Израиль) - советский, российский и израильский актёр и режиссёр театра, кино и телевидения, сценарист. Народный артист РСФСР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1967) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1983).
Сергей Юрьевич Юрский (16.03.1935г., г. Ленинград - 08.02.2019г., г. Москва) - советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР (1987).
Составитель - А. Николаев.
Звукорежиссер - О. Лавренова.
Редактор - T. Тарновская.
Иллюстрации:
О.Мандельштам
М.Козаков
С.Юрский
P. S.:
О.Э. Мандельштам с благодарностью вспоминал поэтов-современников, вместе с которыми входил в литературу накануне первой мировой войны и Октября. Он называл имена Маяковского, Хлебникова, Асеева, Вячеслава Иванова, Сологуба, Ахматовой, Пастернака, Гумилева. И добавлял: «Ведь они все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда». Таким поэтом - «не на вчера, не на сегодня» - был и сам Осил Эмильевич Мандельштам. Он родился в 1891 году в Варшаве, в купеческой семье Учился в Петербурге. Первые стихи опубликовал в 1910 году. Свою поэтическую судьбу молодой Мандельштам связывает с акмеизмом, литературным движением 1910-х гг. нашего века. В 1913 году выходит в свет первая книга его стихов
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я Список кораблей прочёл до середины...
И вот уже проплывают перед мысленном взором автора названия древнегреческих, ахейских, судов, отправляющихся в поход против Трои, против тех, кто похитил красавицу Елену, жену спартанского царя Менелая. И оживает легенда, которой многие сотни лет.
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне ? И вот Гомер молчит,
И мора черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подводит к изголовью.
Гомер «молчит» и вместе с тем не молчит, море Гомера, древний «поит», подходит к изголовью поэта - он и невообразимая старина как будто глядят друг другу в глаза.
«Я не увижу знаменитой «Федры» - восклицает поэт, сетуя, что опоздал родиться и не увидит постановки трагедии французского драматурга Расина. Однако он с такими живыми подробностями описывает «старинный многоярусный театр», «прокопченную высокую галерею», «свет оплывающих свечей», что снова на наших глазах происходит чудо поэтического рождения - мы словно видим знаменитую «Федру» на сцене.
Сложными были взаимоотношения поэта с современностью. Не так-то просто было ему рассказать, говоря словами Маяковского, о времени и о себе. То он восклицает: «Нет, никогда, ничей я не был современник...», то, наоборот, убежденно утверждает:
Пора вам знать: я тоже современник -
Я человек эпохи Москвошвея,
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею !
Попробуйте меня от века оторвать, -
Ручаюсь вам, себе свернете шею !
(«Полночь в Москве...»)
Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков...» одно из лучших в наследии Мандельштама, может быть названо его поэтическим завещанием. Отвергая всё мрачное, кровавое, всё «волчье», он говорит о «высоком племени людей», о той человечности, которая ни с каким хищничеством не совместима.
Уведи меня я ночь, где течёт Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьёт.
Настоящий поэт говорит не только «во весь голос» - его лирика удивляет и радует своим разноголосием. В стихах Мандельштама то слышится горькое сетование на неприкаянность, на глухое одиночество, не разделенное ни с другом, ни с читателем, то звучит тонкая, язвительная ирония над «бреднями» жизни, то беспокойное желание скрыться от невзгод, уехать туда, «где бы нас никто не отыскал». Но как ни велико отчаяние - поэт больше его. Вставая над обидами и бедами, выпрямляясь во весь свой поэтический рост, Мандельштам славит «высокое племя людей», утверждает долговечность поэзии - современницы «грядущих веков». В одной из своих работ, увидевшей свет уже после смерти поэта, он так пишет о силе и могуществе поэзии: «Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Истинная поэзия, говорит Мандельштам, не только отражает бурю, но и сама ее вызывает, потрясая сердца читателей и слушателей. Таковы лучшие стихи самого Мандельштама, поэта, говоря его словами , не только на вчера и на сегодня.
- З. Паперный -