Героиня оперетты, на которую Мельяка и Галеви вдохновила одноактная пьеса Мериме «Карета Святых даров», уличная певица Перикола; она кочует по стране вместе со своим возлюбленным Пикильо, но удача от нее отворачивается. С первого взгляда в нее влюбляется вице-король Перу. Суть интриги, которая развивается из этой завязки, заключается в том, что пикантные ситуации разрешаются вполне безобидно, и под конец Перикола может целой и невредимой продолжать свой путь вместе с Пикильо. Сказка, далекая от злобы дня, где традиционная сатира на придворные нравы освежается насмешкой над инкогнито. Народ, среди которого инкогнито бродит вице-король, прекрасно знает, кто это такой, но воздерживается говорить правду узнанному Гарун-аль-Рашиду.
Оперетта, бесспорно, имела большой успех - прежде всего, ее несколько перегруженный театральными эффектами первый акт. Этот успех не в последнюю очередь был основан на прощальном письме Периколы к Пикильо, из которого Шнейдер сумела извлечь всю вложенную в него печальную нежность. С этой арией-письмом, напоминающей Моцарта, текст которой представляет собой версификацию письма Манон Леско из знаменитого романа Прево, может сравниться только песня Фортунио или письмо Метеллы. Не случайно музыку Оффенбаха так воспламеняет форма письма: ведь в письмах любимое существо кажется, словно рай, бесконечно близким и в то же время бесконечно далеким.
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3112/