Троепольский Г - Белый Бим черное ухо (А.Попов, Ф.Тобиас, М.Розенберг, реж. Н.Литвинов, 1977)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
_______

Радиоспектакль, запись 1977 года
_______


Действующие лица и исполнители

От автора — Людмила Маратова;
Иван Иваныч — Андрей А. Попов;
Предкомкома — Виктор Хохряков;
Клим — Виктор Хохряков;
Тётка-кляузница — Ирина Потоцкая;
Бим — Иван Андрюшенас, Анатолий Михайлов;
Семён Петрович — Вячеслав Дугин;
Толик — Анна Горюнова;
Мать Толика — Нинель Терновская;
Алёша — Агарь Власова;
Отец Алёши — Михаил Баташов;
Дежурный в милиции — Михаил Баташов;
Петровна, мать Алёши — Антонида Ильина;
Степановна — Любовь Соколова;
Сторож карантинного участка — Анатолий Кубацкий;
Врач «Скорой помощи» — Феликс Тобиас;
Даша — Зинаида Бокарева;
Милиционер — Борис Тираспольский;
Бригадир — Борис Тираспольский;
Студент — Михаил Розенберг;
Серый дядька — Николай Макеев;
Жена серого дядьки — Лидия Портнова;
Учительница — Лидия Портнова;
Матрёна — Ксения Кирсанова;
врач-ветеринар — Георгий Румянцев;
Шофёр автобуса — Игорь Мироненко

Музыка - Соснин Степан
Симфонический оркестр ВР и ЦТ, дирижер - Демченко Борис
Автор: Гавриил Троепольский
Автор инсценировки: Сергей Богомазов
Режиссер: Николай Литвинов
_______


Текст с конверта пластинки

Есть у писателя самые заветные, самые главные книги, которые складывались у него целую жизнь. От одной книги к другой растет мастерство писателя, и, постепенно, шаг за шагом он создает совершенные произведения. К таким произведениям относится и повесть Гавриила Троепольского «Белый Б им Черное ухо».
Гавриил Троелольский по профессии агроном, он всегда чутко и настороженно следит за природой родной земли. Один из его очерков так и называется «О реках, почвах и прочем», Как писатель он стал известен после опубликования в 1953 году в журнала «Новый мир» очерков «Из записок агронома». В повести о Биме он снова возвращается к жанру записок. Герой повести одинокий журналист-пенсионер рассказывает нам об умном и добром сеттере Биме.
В печально-поэтическом жизнеописании Бима звучит тревога за целительную тишину и чистоту природы. Писатель призывает бережно и чутко относиться к ней. Проблема сохранения природы стоит сейчас как никогда остро. Варварское отношение к ней не столь уж редко. Леса и реки страдают от промышленных предприятий, и люди должны придти на помощь к ним. Нередко можно видеть, как безжалостно ломают горожане цветущую черемуху, рубят без надобности кустарник. Случается, что ребята мучают щенков, истязают кошек, а деревенские мальчишки весной истребляют тяжело запрыгавших по берегам рек и озер лягушек. Да и взрослые порой норовят прибить бегущую бездомную собаку.
Совестливый хозяин Бима, Иван Иванович, который стреляет на охоте одного-двух вальдшнепов, мучается «укором совести и болью за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность». Гуманное отношение ко всему живому — первейший закон благополучия тысяч созданий, приносящих неоценимую пользу людям. Как немного иногда нужно сделать, чтобы вокруг нас стало лучше, нуж¬но только не бояться за свой покой и не оставаться равнодушным, потому что равнодушие убивает. Природа для Гавриила Троепольского — это врачеватель, целитель человеческих ран, лес для него «дарованный природой сосуд спасения души». В минуты созерцания осеннего леса «ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми». Так определяет задачу своего повествования писатель.
Много зла обрушивается на доброе, благородное сердце Бима. Бим скитается в поисках своего хозяина, переходит из рук в руки, и попутно автор рассказывает нам, как живут разные люди. По мере того, как сталкивается Бим со злом, он становится взрослее и мужественнее, но не ожесточается, не забывает своего хозяина, и ни сытая жизнь, ни воля не прельщают его.
В напряженно-драматическом повествовании не ослабевает наш интерес к судьбе Бима, и вместе с писателем мы начинаем ненавидеть коллекционера собачьих знаков Серого, пьяницу-«охотника» Клима, Тетку-сплетницу, отца Толи, жестоко поступившего с Бимом. Но мальчик никогда не поступит так, как поступил его отец, потому что у него отзывчивое сердце, и он полюбил Бима, подружился с хорошим человеком Иваном Ивановичем, А ведь он воспитывался в семье, где ценится только материальное благополучие и внешние приличия, где идеальная чистоте в квартире заменяют чистоту души. На телевизионном обсуждении фильма о Биме одна школьница сказала: «Хорошо, что мы плакали». И это, действительно, хорошо, если история Бима действует не только на разум, но и на душу.
«Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным», — говорит Гавриил Троепольский.
У писателя редкий дар сочетания сатирического изображения жизни с лирическим, «...мой читатель, к тебе обращаюсь. Не обвиняй... в смешении жанров, ибо сама жизнь — смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого». Эти два свойства его таланта сделали книгу такой занимательной и разносторонней. Горькая правда о благородном Биме нашла горячий отклик в сердцах читателей. Школьники, и взрослые обсуждали эту книгу. Повесть приняли как призыв нести людям добро, бороться со злом, помогать слабым. История собаки, оставшейся без хозяина, заставляет задуматься о жизни вообще, о том, что мешает хорошему в ней. В 1975 году повесть была удостоена Государственной премии СССР. Она вошла в «Золотую библиотеку» избранных произведений для детей и юношества.
Ученый-биолог XIX века Фредерик Кювье писал: «Собака — самое замечательное, совершеннейшее и полезнейшее из всех приобретений, какие сделал человек», она «...не изменяет ему в преданности до самой смерти. При этом не надо забывать, что так поступает собака не из нужды или боязни, а от чистой любви или привязанности». Известны многие случаи собачьей верности: и когда собака, лишив¬шись хозяина, в течение многих лет приходит встречать его, и когда собака самоотверженно бросается в огонь и в воду ради спасения человека, и когда собака отыскивает людей, занесенных снежными завалами.
Собака всегда интересовало писателей. Она — герой правдивых и увлекательных рассказов
Э. Сетона-Томпсона («Вулли» и др. рассказы), Джека Лондона (повести «Белый Клык», «Зов предков»); в рус¬ской литературе о собаке писали Лев Толстой и Ан¬тон Чехов, Александр Куприн и Леонид Андреев.. В советской прозе собаке посвящены страницы книг Ф. Кнорре «Соленый пес», Б. Рябинина «Четвероногие друзья», И. Меттера «Мухтар», Ю. Казакова «Арктур — гончий лес» и др.
Написать что-либо новое о собаке не так просто, но вот послушайте, как говорит о ней Гавриил Троепольский: «Так, ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние».
В лирических отступлениях, обращенных к читателю, в простом и мудром разговоре писатель размышляет: Бим понимал, кого надо обходить и сторониться. «Добрых было огромное большинство, злых — единицы, но все добрые боялись злых. Бим же — нет, не боялся, но ему было тоже не до них».
Так, говоря о собаке, писатель ненавязчиво за¬ставляет нас задуматься о сложных вопросах жизни.
Самое главное — чувствовать боль человеческую и уметь извлекать «осколки из сердца». Тот, кто смолоду не знает, что такое страдание, вырастает черствым и жестоким.
В серьезном разговоре с читателем автор часто говорит о правде, полуправде и лжи. Герой его книги Топик «не умеет лгать и скрывать свои мысли», «ложь он называет ложью, а правду — правдой», а те, кто лгут или говорят полуправду, оказываются в повести Троепольского никудышними людьми, они то и причиняют страдания Биму.
Книга добре и зле, о правде и лжи посвящена гениальному советскому поэту, учителю и наставнику многих писателей Александру Трифоновичу Твардовскому, с которым связывала автора многолетняя дружба.
Слушатель, прослушав эту грустную, западающую в сердце историю, вы заплачете; не стыдитесь этих слёз, это значит, что ваше сердце открыто добру
Г. Володина
_______

Подготовлено Подкастом Старого Радио