Звуковая дорожка документального фильма подготовленного Лентелефильм - Об скальном пейзажном парке «Монрепо» расположенном на берегу бухты Защитной Выборгского залива, на острове Твердыш в северной части города Выборга в Ленинградской области (ныне - официальное наименование - Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Редкой красоты скальный пейзажный парк XVIII-XIX веков расположен на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет были бароны фон Николаи, служившие России на поприще просвещения и дипломатии.
Документальный фильм, звуковая дорожка которого предлагается Вашему вниманию, был подготовлен при непосредственном участии Дмитрия С. Лихачёва. История, парковое искусство, культура, литература - всё это соединилось в фильме-монологе. Идея о необходимости воссоздания «первого в Европе памятника литературному герою» была высказана в 1988 году Дмитрием Лихачёвым именно в этом документальном фильме. Осуществить полностью замысел Лихачёва удалось спустя почти два десятилетия.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (15 [28] ноября 1906г., г. Санкт-Петербург - 30 сентября 1999г., г. Санкт-Петербург) - советский и российский литературовед, историк-медиевист, лингвист, филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук (1947), профессор (1951). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986-1993). Академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1969), Сталинской премии II степени (1952) и Государственных премий РФ (1993; 1999 - посмертно). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998). Член Союза писателей СССР (1956). Член-корреспондент Британской академии (1976), иностранный член Американского философского общества (1992). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более 40 книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор около 500 научных и 600 публицистических трудов. Внёс значительный вклад в изучение древнерусской литературы и искусства.
________________
Над фильмом работали:
Автор сценария и ведущий - Дмитрий С. Лихачёв.
Режиссёр - Константин Артюхов.
Операторы - В. Бабенко, И. Наумов.
Композитор - Ю. Симакин.
Звукооператор - Э. Волк.
Редактор - Е. Шмакова
Музыкальный редактор - Л. Морохова.
Ассистенты режиссёра - Е. Абламская, Е. Шматова.
Ассистент оператора - К. Сиротинин.
Директор фильма - Э. Снятовская.
Иллюстрации:
Д.Лихачёв
P. S.:
Пожалуй, в любом разговоре о Монрепо ни одно имя, за исключением фамилий создателей и владельцев парка, не упоминается столь часто, как имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. И это понятно: без преувеличения можно сказать, что без Лихачева создание музея-заповедника “Парк Монрепо” в 1988 году едва ли было возможно. Выдающийся филолог, один из крупнейших специалистов по истории древнерусской литературы и культуры, Лихачёв стал в 1970-1980 гг. одним из наиболее заметных и авторитетных деятелей, выступавших за спасение и сохранение мест, связанных с исторической памятью русской культуры. Для многих и многих Лихачев превратился в воплощение созидательного начала. И это притом, что рубеж 1970-1980-х гг. стал одной из самых трагичных страниц в его биографии. Однако удары судьбы не сломили человека и учёного, и Лихачёв открыл для себя новое поле деятельности: он начал заниматься историей садово-паркового искусства. В 1981 году Лихачёв стал редактором сборника “Восстановление памятников культуры: (Проблемы реставрации)”, в котором опубликовал свою работу “Заметки о реставрации мемориальных садов и парков”. В начале статьи Лихачев писал: “Сады и парки, особенно сады и парки пригородов Ленинграда, Москвы, пушкинских мест вокруг Пушкинских Гор..., романтический парк Монрепо в Выборге, ...исключительный по своему художественному значению Воронцовский парк в Алупке... играют важнейшую роль как некое “продолжение”, “дополнение” и “живой комментарий” к русской поэзии конца XVIII - начала XX в.” Появление Монрепо в этом ряду неслучайно: Лихачев неоднократно бывал в Монрепо, знал и любил его. В архиве Д.С. Лихачёва, хранящемся в ИРЛИ РАН, сохранились фотографии парка, сделанные учёным в 1970-е гг. Уже в статье 1981 года хорошо различим тот ракурс, в котором Лихачёв рассматривал Монрепо; в полной мере этот взгляд Дмитрий Сергеевич развил в книге “Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей” (1982). Экземпляр этой книги с дарственной надписью автора находится в Отделе краеведения Центральной городской библиотеки Алвара Аалто. В “Поэзии садов” Лихачёв выдвинул ставший знаменитым тезис об “оссианизме в парках Романтизма”, распространившимся на рубеже XVIII-XIX вв. под влиянием Дж. Макферсона и созданных им “поэм Оссиана”, и отнёс Монрепо и Алупкинский парк Воронцовых к паркам, “оссианизм которых бесспорен”. Среди специалистов и поныне нет полного единодушия по этому поводу, однако сам факт оживленной дискуссии говорит о высокой степени “заряда” предложенного Лихачевым объяснения феномена Монрепо. Но “поэзия садов” оказалась делом не только и не столько научно-теоретическим. Лихачев познакомился с выборгскими общественными деятелями, архитекторами и историками, которые в начале 1980-х выступили с идеей создания музея-заповедника на территории Монрепо, где в то время размешался Центральный парк культуры и отдыха им. М.И. Калинина. Одним из наиболее заметных событий в “борьбе за Монрепо” стала публикация в октябре 1984 г. в газете “Советская культура” статьи Лихачёва “Это нужно нам и потомкам !” Основной смысл статьи - призыв к спасению Монрепо: “Чтобы спасти единственный в своем роде парк, особенно в его ландшафтной части, с моей точки зрения, необходимо отнести парк Мон-Репо к природно-историческому заповеднику союзного значения, убрать эстраду, трибуну для зрителей... А самое главное запретить дирекции парка Мон-Репо производить самовольные порубки, строительство сооружений ...Парк Мон-Репо необходимо объявить заповедником, как парки Павловский, Пушкинский и Петродворцовский. Парк мировой известности, великолепный образец русского садово-паркового искусства конца XVIII - начала XIX века должен быть сохранен для потомков”. Статья сыграла свою положительную роль: напечатанная в одной из центральных газет, она стала для многих первым рассказом о Монрепо и его судьбе. Перепечатка - всего лишь через неделю - статьи в газете “Выборгский коммунист” свидетельствовала о том, что и местные власти начали считаться с голосами сторонников возрождения Монрепо. В 1988 году был образован Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник “Парк Монрепо”. В этом же году вышел документальный фильм “Монрепо” (режиссёр - Константин Артюхов), автором сценария - и одним из главных действующих лиц - стал Дмитрий Сергеевич. Это, пожалуй, самое яркое признание Лихачёва в любви к Монрепо - любви понимающей и чуткой. И сегодня, без малого тридцать лет спустя, этот замечательный фильм смотрится на одном дыхании. Своим трудом, своим именем великого учёного и настоящего русского интеллигента, Лихачёв во многом способствовал “второму рождению” Монрепо. И наш общий долг - быть достойными завета Лихачёва - “Берегите Монрепо”. - / Юлия Мошник, зав. научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”, Михаил Ефимов, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо” / -