Звуковая дорожка телевизионной версии спектакля Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина, постановленного в 1962 году Леонидом Вивьеном. В театральной поставке 1962 года были заняты корифеи советского театра - Николай Черкасов (Барон), Николай Симонов (Сальери), Владимир Честноков (Моцарт). В 1966 году спектакль был снят на киноплёнку в чёрно-белом варианте, а в 1971 году была задумана новая телевизионная версия спектакля. В 1971 году уже не было в живых ни Черкасова - в роли Барона его заменил Бруно Фрейндлих, - ни Честнокова. Режиссёр Леонид Пчёлкин вспоминал: «Спектакль шёл уже давно, изрядно разболтался... «Моцарта и Сальери» если и стоило снимать, то только из-за того, что Сальери играл замечательный актёр Николай Константинович Симонов. И тогда меня осенила сумасшедшая мысль: пригласить на съёмки на роль Моцарта Иннокентия Смоктуновского». В практике телевидения не было принято приглашать в телевизионную версию спектакля актёра, не занятого в театральной постановке, тем более - актёра, вообще не служащего в этом театре. К удивлению самого режиссёра, руководство Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина на его эксперимент согласилось, и в этой части телевизионной версии спектакля столкнулись представители совершенно разных актёрских школ. «Можно спорить, - писал Леонид Пчёлкин, - насколько близки были замыслу великого Пушкина образы, созданные Смоктуновским и Симоновым. Но в результате было видно столкновение двух ярких личностей с разными взглядами на жизнь и творчество». Телевизионная версия спектакля подготовлена Творческим Объединением «Экран».
Антонин Николаевич Даусон (17.08.1908г., г. Кронштадт - 23.08.2002г., г. Санкт-Петербург) - советский театральный режиссёр, педагог. В Февральскую революцию 1917 года Антонин остался без отца, который до февраля 1917 года занимал должность помощника полицмейстера. В последующие годы для Антонина Даусона наступило десятилетие скитаний и случайных заработков. Только в 1925 году Антонин Николаевич сумел поступить на государственную службу - помощником бухгалтера в Северо-Западном Акционерном Торговом Обществе «Севзапторг». С 1930 года - рабочий-револьверщик радиотехнического приборостроительного завода им. Н.Г. Козицкого (Ленинград). С 1931 года по 1935 год - студент режиссёрского отделения Техникума сценических искусств (ныне - РГИСИ) (мастерская Б.М. Дмоховского). С 1933 года - в Ленинградском театре драмы им. А.С. Пушкина. С 1933 года по 1938 год - режиссёр-ассистент, а с 1938 года - режиссёр. Постоянный сорежиссёр в театральных постановках В.П. Кожича, Л.С. Вивьена, В.В. Эренберга, и др.. Имя Даусона стояло на афишах таких эпохальных спектаклей театра, как «Живой труп» (1950), «Игрок» (1956), «Всё остается людям» (1959). После кончины Кожича по его плану Даусон выпустил премьеру драмы «Пучина», ставшую событием в театральной жизни Ленинграда 1950-х гг..
Леонид Аристархович Пчёлкин (наст. фамилия - Глузман ; по воспоминаниям первой жены, настоящая фамилия кинорежиссёра - Глузман, а Пчёлкиным он стал после второго брака, взяв фамилию жены) (08.02.1924г., г. Купино, Каинский уезд, Новониколаевская губ. (ныне - Купинский р-н, Новосибирская обл.) - 25.09.2004г., г. Москва) - советский и российский кинорежиссёр. Народный артист РСФСР (1984). С началом Великой Отечественной войны Леонид с матерью Марией Иосифовной Глузман (1896-1969) и младшим братом Аркадием (1928) был эвакуирован из Москвы в Свердловск. В 1941-1942 гг. учился в Театральном училище им. Б. Щукина (Свердловск). В сентябре 1942 года Леонид был призван в Красную Армию и направлен на учёбу в Ярославское миномётно-пулемётное училище. В Ярославле познакомился с первой женой - актрисой Валентиной Исидоровной Шпагиной (1925-2007). В 1946-1947 гг. - помощник режиссера киностудии «Мосфильм». В 1952 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Н.М. Горчакова). В 1952-1956 гг. - режиссёр Харьковского русского театра им. А.С. Пушкина. В 1956-1959 гг. - режиссёр киностудии «Мосфильм», с 1959 года - режиссёр литературно-драматической редакции Центрального телевидения СССР, с 1970 года - режиссёр Творческого объединения «Экран», руководитель творческих объединений Центрального телевидения СССР. С 1992 года - художественный руководитель «Студии «Сериал». С 1993 года - заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Института современного искусства. Пчёлкин поставил более 10-ти фильмов, среди которых «Мать и мачеха», «Моя судьба», «Кража», «Поздняя любовь», «Дети солнца», «Дети Сухово-Кобылина», «Саломея», а также телесериал «Петербургские тайны».
Леонид Сергеевич Вивье́н (урожд.: Вивьен де Шатобрен ; франц.: Vivien de Châteaubrun) (17 [29] апреля 1887г., г. Воронеж - 1 августа 1966г., г. Ленинград) - русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Основатель Театра актёрского мастерства (1928-1938). Художественный руководитель Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (1938-1966). Лауреат Сталинской премии II степени (1951), народный артист СССР (1954). Кавалер ордена Ленина (1957).
__________________
В ролях:
Сальери - Николай Симонов;
Моцарт - Иннокентий Смоктуновский;
Барон - Бруно Фрейндлих;
Альбер - Николай Мартон;
Иван - Василий Минин;
Герцог - Юрий Родионов;
Соломон, ростовщик - Юрий Свирин;
Иван - Василий Минин;
Дона Анна - Елена Вановская;
Дон Гуан - Семён Сытник;
Лепорелло - Александр Борисов;
Лаура - Людмила Вагнер;
Дон Карлос - Борис Тетерин;
Монах - Алексей Селезнёв.
Постановка (театр) - Леонид Вивьен.
Режиссёры (ТВ) - Антонин Даусон, Леонид Пчёлкин.
Операторы (ТВ) - Юрий Схиртладзе, Э. Бажилин.
Художник - Игорь Лемешев.
Иллюстрации:
А.Даусон
Л.Вивьен
Л.Пчёлкин