На пороге - О творчестве композитора Балакирева (спект.1969г)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
На пороге.
Телевизионный спектакль

Режиссер: Н. Хробко.
Год: 1969.

Спектакль рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского композитора.

В ролях:Леонид Губанов, Светлана Коркошко, Юрий Пузырев, Владимир Топорков, Лия Ахеджакова, Михаил Зимин, С. Невинный, Николай Лактионов, В.Степанов, Никита Кондратьев, Никифор Колофидин, С.Сафронов, Роман Фертман.

http://www.spektakli-online.ru/15641.html

Балакирев Милий Алексеевич
(1837 - 1910)

Балакирев Милий Алексеевич — глава «Могучей кучки» и основатель Бесплатной музыкальной школы. Яркое и самобытное дарование композитора позволило ему проложить новые пути в музыке. Будучи одним из лучших пианистов своего времени и талантливым дирижером, он посвятил свое исполнительство пропаганде музыкального искусства. М.А.Балакирев чутко уловил потребность русского общества во всемерном развитии своей национальной, глубоко народной по духу музыки. Он верно почувствовал назревшую необходимость приобщения широких демократических слоев городского населения к высшим музыкальным достижениям современности. В своем творчестве, как и во всей своей деятельности, он вдохновлялся примеромМ.И.Глинки и А.С.Даргомыжского, взглядами на искусство В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского и неизменно пользовался идейной и моральной поддержкой своего друга В.В.Стасова. Сам он стал воспитателем и наставником композиторов «Могучей кучки».
М.А.Балакирев был первым из русских музыкантов, Предпринявшим специальную поездку для записи песен за пределы города, на Волгу. Многие из привезенных им песен еще не были до того известны в городе. К тому же он создал новый тип обработок, не опирающихся на практику городского бытового музицирования, а воспроизводящих своеобразными художественными средствами особенности народно-песенного искусства. В этих обработках, как и в собственных сочинениях на народные темы, он смело сочетал ясную диатонику крестьянской песни с колористическим богатством современной романтической гармонии, находил необычные инструментальные краски, новые интересные приемы развития, которые подчеркивали своеобразие русской песни и воссоздавали характерные картины народной жизни, природы. Он продолжал, таким образом, путь, начатый М.И.Глинкой в «Руслане и Людмиле» и «Камаринской». Так закладывалась основа того глубоко самобытного национального музыкального стиля, по которому мы безошибочно узнаем творение композиторов «Могучей кучки». Большую художественную ценность представляют также романсы М.А.Балакирева и значительная часть его фортепианного творчества. Велико было значение его общественно-музыкальной и исполнительской деятельности. Бесплатная музыкальная школа воспитала немало даровитых музыкантов из демократической среды. Концерты школы стали выдающимся явлением музыкальной жизни Петербурга. Два сезона (с 1867 по 1869 год) М.А.Балакирев руководил также симфоническими концертами РМО.
Однако судьба этого замечательного музыканта сложилась трагически. На ней сказалось воздействие той «чугунной руки», которая, по выражению В.В.Стасова, тяготела над всеми большими талантами царской России. Его настойчивость в пропаганде образцов новой русской музыки и малоизвестных в то время в России произведений современных зарубежных композиторов вызвала недовольство влиятельных придворных кругов. М.А.Балакирев подвергался постоянным гонениям и травле. Сломленный неравной борьбой с реакцией, измученный к тому же постоянными материальными лишениями, он рано утратил ведущее положение среди музыкантов. Период блестящего расцвета его многосторонней деятельности занял немногим более десятилетия. Через всю свою дальнейшую жизнь М.А.Балакирев пронес острую боль и горечь разочарования и уже не смог вновь подняться до прежней высоты, хотя после перерыва, вызванного тяжелыми переживаниями, он продолжал до конца своих дней неутомимо трудиться как композитор и воспитатель молодых музыкантов.

http://rexstar.ru/content/alb108