Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Стихотворения русского поэта Аполлона Майкова в исполнении народного артиста РСФСР Якова Смоленского.
- (1) - «Ласточки»
- (2) - «Осень»
- (3) - «Осеннее листья»
- (4) - «Ласточка примчалась»
- (5) - «Весна»
- (6) - «Поле зыблется цветами»
- (7) - «Люблю дорожкою лесною»
- (8) - «Рыбная ловля»
- (9) - «Нива»
- (10) - «И неба синего раздолья вижу я»
- (11) - «Сенокос»
- (12) - «Под дождём»
_________________________
Яков Михайлович Смоленский (Яков Моисеевич Либерман), (28.02.1920г., г. Петроград - 09.03.1996г., г. Москва) - советский актёр и театральный педагог. Профессор и заведующий кафедрой речи Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина, действительный член Академии гуманитарных наук. Теоретик и создатель целой школы сценической речи и художественного чтения. Народный артист РСФСР (1988). С 1996 года проводится межвузовский конкурс чтецов имени Якова Смоленского.
_________________________
Аполлон Николаевич Ма́йков (23 мая [4 июня] 1821г., г. Москва - 8 [20] марта 1897г., г. Санкт-Петербург) - русский поэт. С 1853 года - член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. С 1888 года - тайный советник.
Иллюстрации:
Я.Смоленский
А.Майков
P. S.:
Плещеев пришел в литературу как поэт-гражданин, поэт-борец. Уже первый его сборник был принят «как поэтический манифест русских социалистов». И до конца своих дней Плещеев оставался предан высокой цели: борьбе за народное счастье. Плещеев своими стихами утверждал право поэта быть на передних рубежах, откликаясь на все события общественной жизни. Он стремился преодолеть существующее разделение между гражданской темой и темной природы. В его стихах о любви. О природе, всегда отражено отношение поэта к действительной жизни, внимание к «больным вопросам современности». Поэтому стихи Плещеева никого не оставляли равнодушными. Их читали, переписывали, заучивали наизусть. Проходили годы. Новое поколение принимало эти стихи, как эстафету, из рук старшего. Они звучали, как клятва верности делу борьбы за свободу. И в 1970-е гг., годы героического революционного движения, и в последующие годы реакции они звучали громко, призывно. Великая Ермолова, выступая в концертах, читала его стихи:
«Вперёд, без страха и сомнение
На подвиг доблестный, друзья !»
Слова заполняли зал, они повторялись молодёжью, как гимн борьбы, с ними она выходила на улицы, шла в ссылку, на каторгу. Эти стихи стали и одной из самых популярных песен болгарских революционеров. О Плещееве-поэте можно сказать, что, отстаивая право поэта быть «бойцом за право человека», он сам был тому примером.
Иной была судьба поэта А.И. Майкова - Жизнь его внешне бедна событиями, без резких перемен и толчков. Москва, Петербург, иногда поездки за границу. Служба в Государственном казначействе, Румянцевском музее и затем 45 лет, непрерывно, в Петербургском комитете иностранной цензуры. Многое в наклонностях и симпатиях Майкова определилось в детстве. В доме Майковых царил культ искусства. Дед был в свои время, директором театра, отец - художником, академиком живописи. Среди постоянных гостей - музыканты, писатели, художники. Первые стихи юного
Майкова были опубликованы в семейном рукописном журнале «Подснежник». Увлекаясь и поэзией, и живописью, Майков тогда ещё не знал, чему отдать предпочтение; И только издание первого печатного сборника, его успех решили выбор в пользу поэзии. Рано определился у Майкова и круг его поэтических тем. Ещё студентом он страстно увлекся историей древней Греции и Рима. И в поэзии он остался верен античности, создав циклы антологических стихотворений. Второй привязанностью Майкова стала природа. Современная жизнь, с её борьбой и противоречиями, оказалась за пределами его поэзии. Бесспорно, лучшим в майковском наследии остается пейзажная лирика. В ней проявилось и дарование Майкова живописца. «Его поэзия - всегда картина», - писал Белинский. Острый, наблюдательный глаз художника подмечал каждую мелочь. Для Майкова слово - то же, что краска на палитре художника. Оно передает любые цветовые оттенки, игру света и тени, линию иформу предметов. Осязаемо, зримо рисует Майков свои поэтические акварели, передавая в них всю прелесть, задушевность природы средней полосы России. - Т. Павлова -