Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Бэлла Ахмадулина читает свои стихи -
- (1) - «Плохая весна»
- (2) - «Уроки музыки»
- (3) - «Другое»
- (4) - «Озноб»
- (5) - «Мои товарищи»
- (6) - «Сказка о дожде»
Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина (10.04.1937г., г. Москва - 29.11.2010г., пос. Переделкино, Ленинский р-н, Московская обл.) - советская и российская поэтесса из поколения шестидесятников, писательница, переводчица. Одна из крупнейших советских и российских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии РФ (2005), Премии Президента РФ (1999), Государственной премии имени Булата Окуджавы (2004) и Государственной премии СССР (1989). Поэзия Ахмадулиной органично сочетала модернистские приёмы с классической традицией. Также известна своими эссе и переводами.
Иллюстрации:
Б.Ахмадулина
P. S.:
У Беллы Ахмадулиной всего два маленьких сборника стихов - «Струна» (1961) и «Урока музыки» (1970). Это очень немного, если учесть, что она работает в поэзии более десяти лет. Между тем ее книжки расходятся молниеносно. Белла Ахмадулина стала известна, если не знаменита, с первых же своих публичных выступлений, и эти выступления в самых разных аудиториях постоянно сопровождались успехом - ошеломляющим, редкостным. Перед слушателями всякий раз возникает явление недюжинное, дарование исключительное, по-мужски сильное, ум проницательный, артистичность безупречная, а прежде всего - то лица необщее выраженье, которое вообще дороже всего в любом искусстве. Поэта можно узнать в любой ее строке, в образах, свойственных ей одной, узнать и никогда не спутать с кем-либо другим.
Ахмадулина - сказочница, весёлая и грустная выдумщица, которая стремится и великолепно умеет одушевлять и очеловечивать все, что попадается ей на дороге. Если это автомат с газированной водой, то в её глазах он превращается в колхозницу, дающую напиться путнику в душный летний день. Если самолёты, то сначала они приснятся ей крошечными живыми существами, не то птенцами, клюющими зерно из её рук, не то маленькими рыбешками. Однако и настоящие самолеты во Внукове или Шереметьеве вызовут у поэта ту же нежность, не то материнскую, не то сестринскую. И тогда она обратится к серебряной точке, сверкнувшей высоко в небе, с вопросом: Я думаю, ты все проверил, маленький ? ... И нет ничего удивительного, если в стихах Ахмадулиной поселится излюбленный всеми сказочниками мира, вплоть до Диккенса, запечный сверчок, оказывается, что
Два пустяка природы - он и я -
Живут тихонько, песенки слагая.
Случается и так, что сказка разрастается у Беллы Ахмадулиной в целое повествование, а поэму с хорошо построенным сюжетом. Одну из таких поэм вы услышите на этой пластинке невесёлую, ироническую «Сказку о дожде». Фантазия ее неистощима, причудлива. Ей может приснится например, что она через сто лет вошла в тот самый сад, где только что днём радовалась цветам, зелени, синему небу... Откуда такая прихоть ? Может быть, оттуда же, где царевич Гвидон спас лебединое диво от пернатого хищника, где шекспировский озорник эльф навевает Титаник Упоительный Сон в Летнюю Ночь?... Вот хозяин антикварного магазина. Оказывается, он прожил ни много ни мало двести лет. И к тому же безнадежно влюблен в красавицу, портрет которой ревниво бережет целое столетие. Тут выясняются еще более странные обстоятельства. В те давние времена сама красавица была влюблена... : но в кого же ? В правнука Ганнибала! Появление этого правнука показано у Ахмадулиной с неожиданной силой, как прекрасное и грозное явление природы, как шаровая молния, влетевшая в окно:
Чужой сквозняк ударил по стеклу.
Шкаф отвечал разбитою посудой.
Повеяло палёным и простудой.
Свеча погасла. Гость присел к столу.
Сказка досказана немногословно, но многозначительно. Красавица умерла в том же 1837 году, той же зимой, что и Пушкин. Сказка эта - воздушный замок, но он прочно вбит, вкован, вгравирован в историю. Той же природы ещё одна, самая причудливая сказка Ахмадулиной, названная ею «Моей родословной». Прежде всего удивительно смел выбор лирической героини, от лица которой ведется повествование. Это «Я», ещё неродившееся, - частица живой материи. Она может родиться и может и не родиться. Она зависит от всех случайностей мирового порядка, если угодно - и беспорядка. От законов биологии, от законов социальных. Но «частица живого» волей автора одушевлена, в высшей степени активна, требовательна, убедительна. Ей вынь да положь родиться ! Вот и обращается она к каждой чете своих пра-пра с трогательным призывом: любить, соединиться в любви и тем самым приблизить время её рождения. Но пересказывать бедной прозой поэтическое произведение, все целиком построенное на стремительном, вихревом ритме, дело безнадежное. Мне остается отослать слушателей к стихам Ахмадулиной, которые говорят сами за себя. Белла Ахмадулина по возрасту противоположна мне полярно. Между нами больше сорока лет разницы. Но, признаюсь, она самый близкий мне поэт, по духу и смыслу творчества, по устремлениям и поискам. Это самая живая и многообещающая поросль в нашей поэзии.
- Павел Антокольский -