Смеляков Я. - Стихотворения - (читает автор), (Зап.: 1971г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Свои стихи читает Ярослав Смеляков -
- (1) - «Кремлёвские ели»
- (2) - «Счастливый человек»
- (3) - «Пряха»
- (4) - «На поверке»
- (5) - «Командармы гражданской войны»
- (6) - «Первая получка»
- (7) - «Вы не исчезли»
- (8) - «Призывник»
- (9) - «Юрий Гагарин»
- (10) - «Не семеня и не вразвалку»
- (11) - «Опять начинается сказка»
- (12) - «Поэты»
- (13) - «Элегическое стихотворение»
- (14) - «Манон Леско»
- (15) - «Признание»

Ярослав Васильевич Смеляков (26 декабря 1912г. [8 января 1913г.], г. Луцк, Волынская губ. - 27 ноября 1972г., г. Москва) - русский советский поэт и переводчик, литературный критик. В 1934-1937гг. был репрессирован. Реабилитирован в 1956 году. Лауреат Государственной премии СССР (1967). Член Правления Союза писателй СССР и Союза писателей РСФСР.

Иллюстрации:
Я.Смеляков

P. S.:

Имя Ярослава Смелякова прочно врублено в историю советской поэзии: Не «вписано», а именно врублено. Это будет вернее. Его дебют был ярким к смелым. В 1930-е годы Смелякова знали и любили за крепкий стих, широкую замашку рабочего, «своего» парня, настоящего комсомольского поэта. Последующие годы усилили его известность, однако к чувству «свойскости» прибавилось серьёзное уважение, расширялся круг читателей, стала ясна главная линия его поэзии, прояснились истоки и традиции. В начале 1960-х годов Ярослав Смеляков осуществил смелый замысел, соединив под одной обложкой стихи разных лет. Разделы именовались - «Пятидесятые годы», Сороковые годы»... Да, да, шли они именно в таком порядке. Иными словами, он поставил вперед самое современное, горячее, сегодняшнее и лишь после этого повел нас за собой в минувшие годы. И что же ? Его поэзия выдержала испытание временем. Стихи оказались «живучими» потому, что Смеляков рос вместе с жизнью. И потому, что было в его позиции твердое я последовательное отстаивание одних и тех же принципов. Стихи Смелякова демократичны по существу. Он пишет о рабочем человеке. В морали труженика он видит и мораль времени. Его «простой» человек v исполнен чувства собственного достоинства. Он вовсе и не прост, если брать понятие простоты широко, как свойство духовной организации личности. Его герой горд, умён, понятлив в вопросах общественных и сметлив практической сметкой человека, которому очки не вотрешь разными отвлеченными материями; он видит, чувствует, осязает правду о времени и о себе. Поэзию Смелякова называют романтической. Да, Смеляков был и остаётся романтиком, если под этим словом понимать идеал. Для него Революция пишется с большой буквы, и её человеческая суть, туманное начало, защита революцией широких масс тружеников - главный источник поэзии. Но Смелякову, как, может быть, никому другому, ненавистна показная сторона хилой романтики общих мест и общих слов. Он видит в жизни героическое, великое, прекрасное начало и хочет вернуть красоту идеала в жизнь. Он сказал о своих стихах:
Я их писал не то чтоб кровью,
Но всё же времени черты
Изображал без суесловья
И без дешёвой суеты.

Может быть, поэтому он и в форме своих стихов любит такие вот уточнения и суровые оговорки: «Скажу открыто, а не в скобках...», «Не из кокетстве, не из позы я заявляю не тая...». Смеляков - сторонник поэзии действенной, а не красноречивой. Он уверовал сам и хочет, чтобы и мы все поняли простую истину, что «правдою трудной и черствой у нас полагается жить». Смеляков - мастер точного эпитета. Его определения сжаты, лаконичны, проникают в самую суть поэтического явления. Они не броски сами по себе, а именно точны, то есть целесообразны. «Огромная» Россия ? Почти банальность, не правда ли ? Или детское определение. Но поставьте его в фокус строфы Смелякова:
Суровы глаза голубые,
Сияние молний в избе.
И ветры огромной России
Скорбят и ликуют в трубе.

Ведь это про старуху, что сидит у прялки в маленькой горенке, и одновременно! - про судьбу народную. А какой ветер истории ворвался в стихи ! «Скорбят и ликуют» не ветры. Конечно, судьбы людские, и молнии зажглись не в холодных тучах - в душах, в глазах... Так вести поэтическую речь может у нас один Ярослав Смеляков, это его почерк. Героические метафоры, трубный голос стиха никогда не переходит в горловой пафос, риторику. И если он кончает стихотворение, например, словами: «Сигнальте бой, сигнальте бой, горнисты, трубите наступленье, трубачи !», то можете быть уверены, что в начале стихотворения вы ощутите в собственных руках «рожок, в который протрубил Мадрид начало битв тридцать шестого года», да не просто рожок, а «тускло-золотой», «со вмятинами»... Вы должны почувствовать его холодноватую тяжесть, согреть его в своей руке, и лишь потом поэт подымет голос выше и выше, к высоким словам, которым вы уже не можете не поверить - стихотворение властно поведет вас за собой ! Смеляков - поэт современный во всём, без натуги. Он не меньше других русских художников любит наши просторы, наши березки, дымки над сельскими крышами. Но, «видно» уж так воспитала меня городская среда», - признается он - «что ближе мне воздух металла и гул коллективный труда». Дело не только в рабочей теме - в реальном мироощущении поэта. Полемически, разумеется, сказано: «люблю, когда он разворочен, тот самый прелестный пейзаж», но разве не ясно, против чего выступает здесь поэт ? Против игры в идиллии. За поэзию реальности. За пафос строительства жизни на прочных основах справедливости и добра, вот почему Ярослав Смеляков безусловно русское явление по «самой строчечной сути» своей, по отличной традиции большой русской поэзии. - Владимир Огнев -