Вашему вниманию материалы Государственного Литературного музея и Центрального государственного архива звукозаписей СССР, которые разыскал, объединил в представленной грампластинке советский искусствовед и исследователь аудиозаписей Лев Шилов.
Лев Алексеевич Ши́лов (22.05.1932г., г. Москва - 08.09.2004г., г. Москва) - советский и российский искусствовед, прозаик, архивист, один из крупнейших российских собирателей и исследователей аудиозаписей голосов писателей.
__________________________
Мои тетрадки - Рассказ, 1940 год.
Самое дорогое для писателя - его тетрадки с записями для будущих книг.
Михаил Михайлович Пришвин (23 января (4 февраля) 1873г., Хрущёво-Лёвшино, Соловьёвская волость, Елецкий уезд, Орловская губ. - 16 января 1954г, г. Москва) - русский писатель, прозаик и публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Своё место в литературе Пришвин определил так: «Розанов - послесловие русской литературы, я - бесплатное приложение. И всё…».
Составитель - Лев А. Шилов.
Реставратор - Т. Бадеян.
Редактор - Е. Лозинская.
Иллюстрации:
Л.Шилов
М.Пришвин
P. S.:
Когда перед нашими глазами открывается жизнь Михаила Михайловича Пришвина то с осо6ой отчетливостью видишь в ней главное - верность внутреннему призванию. Писатель не изменяет ему никогда, хотя конечно и у него, как у каждого человека, встречались на долгом пути и трудности, и ошибки. В чём же было его призвание ?
Пришвин вырос среди крестьян, видел все тяготы их жизни и этой жизненной школе доверял всегда больше, чем любой книжной учености, хотя был разносторонне образованным человеком: и философом, и натуралистом. Близость к народу его языку ввела Пришвина в мир народной поэзии. Человеческое сострадание с детства было связано у него со сказочным образом Кащея Бессмертного. Ребёнком он уже понимает, что призван сразиться с этим Кащеем, его победить и разрушить кощееву цепь зла и жестокостей, опутавшую всё живое на земле. Жизнь подсказывала пути борьбы: это были годы нарастающего революционного движения. Пришвин становится его живым участником. Об этом мы услышим от него самого в рассказе «Большая звезда». Тюремное заключение, ссылка - классический путь молодого революционера тех лет. С трудом добыто разрешение выехать за границу, где он кончает Лейпцигский университет: Агрономическое отделение философского факультета. Возвращение на родину... Работа агронома приводит его вновь в деревню и рождает особое углубленное переживание в соприкосновении с родной природой. Его неудержимо влечет народное слово, он ощущает его скрытую силу, глубину мысли, поэзии, музыкальности. Он знает, что сила такого слова способна изменять судьбы не только отдельного человека, но и целых народов, если это слово будет правдиво и бескорыстно. Оно должно быть одновременно и словом красоты, и словом правды. Так перед Пришвиным открылся новый путь поэтического творчества. Среди богатого литературного наследия Пришвина упомянем два его романа - «Кащеева цепь», «Государева дорога», повести «Жень-шень», «Чёрный Араб», «Повесть нашего времени», «Календарь природы», охотничьи и детские рассказы». Вся жизнь безраздельно отдана писательскому труду, но творчество для него - это прежде всего разговор с собственной душой. Из ежедневных записей дневников рождаются рассказы, повести, романы, но самое удивительное, что дневниковые записи являются высокой поэтической прозой, отличающейся музыкальностью, ритмичностью и образностью. Пришвин понял это только под конец жизни, так создались его книги философских и поэтических миниатюр: «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки». Образцы этих записей «с первого взгляда» мы услышим в его чтении: «Синие перышки», «Кукушка» и другие. Из рассказа «Мои тетрадки» мы узнаем, какое значение придавал он своим дневникам. Но самое главное, о чём говорит там Пришвин, - это о своём понимании таланта человека: он заключается в том, чтобы делать больше, чем нужно только себе, «все равно - писатель ты или сапожник Цыганок из Марьиной рощи». Этими словами заканчивается рассказ. В день своего 80-летия Пришвин обращается ко всем читателям, людям своей родины с глубокой верой в слово правды, выношенное русским народом: «С каждым годом глубже, значительнее становится наша жизнь. Весь мир ждет услышать от нас слово... С какой же силой, чистотой должно быть сказано слово правды. С каждым годом настойчиво тревожит меня требовательная мысль - собрать силы и написать так, чтобы все трудовые люди меня услышали и в моем слове идущее от всей нашей земли слово правды, и, думая об этом, я часто забываю о старости». Последнее произведение Пришвина повесть «Слово правды», вышедшая уже после его кончины под заглавием « Корабельная чаща». Корабельная чаща - это прекрасный лес на севере России, жизнь которого берегут старики. В повести он является символом духовных ценностей народа, хранимых и передаваемых из поколения в поколение. «Не гонитесь за счастьем в одиночку, гонитесь дружно за правдой», с такими словами стариков, хранителей чащи, Пришвин заканчивает «Корабельную чащу», и слова его звучат как завещание молодому поколению. - В. Пришвина -