Галич А - Под гитару

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (теперь Днепропетровск). Его отец был экономистом, мать работала в консерватории. В 1923 г. семья Гинзбургов переезжает в Москву.
Стихи Александра, тогда еще школьника, оценил Эдуард Багрицкий – руководитель литературного кружка, где он занимался; в 1932 г. они впервые были опубликованы. В 1935 г., окончив школу, Александр поступил в Литературный институт, затем перешел в Оперно-драматическую студию К. Станиславского, а в 1939 г. – в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека.
В начале 1940 г. студия дебютировала спектаклем «Город на заре», который стал событием театрального сезона. Александр Галич был в числе авторов и исполнителем одной из главных ролей. Однако спектакль успел пройти всего несколько раз – началась война. Большинство студийцев ушли на фронт, а Александра комиссовали – врачи обнаружили у него врожденную болезнь сердца. Устроившись в геологическую партию, он отправился на юг, но добраться сумел только до Грозного. Там молодой актер недолго работает в Театре народной героики, а затем уезжает в город Чирчик (под Ташкентом), где Плучек собрал арбузовских студийцев.
В Чирчике у Александра появилась семья – его женой стала актриса Валентина Архангельская; вскоре родилась дочь Алена. Передвижной театр под руководством Плучека и Арбузова, в котором играли Александр и Валентина, колесил по фронтам. Александр выступал в нем сразу в нескольких ипостасях – актера, драматурга, поэта и композитора. В 1944 г. театр возвращается в Москву, но вскоре распадается из-за конфликта между Плучеком и Арбузовым. Вскоре распался и брак Галича – Валентина уехала работать в Иркутский театр; дочь осталась с отцом.
С 1944 г. Александр Аркадьевич выступает под литературным псевдонимом Галич; он составлен из первой буквы его фамилии, букв имени и отчества. В 1945 г. он женится на выпускнице сценарного факультета ВГИК Ангелине Шекрот.
В 1948 г. в Ленинграде состоялась премьера спектакля по пьесе Галича «Походный марш». Песня из этого спектакля – «До свиданья, мама, не горюй – стала шлягером. Чуть позже состоялась еще одна триумфальная премьера – «Вас вызывает Таймыр»; комедия была написана в содружестве с драматургом К. Исаевым, ставшим позднее постоянным соавтором Галича.
В начале 50-х Галич был уже автором нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны: «За час до рассвета», «Пароход зовут „Орленок“», «Много ли человеку надо». В 1954 г. фильм «Верные друзья», снятый по сценарию Галича и Исаева, собрал более 30 миллионов зрителей. В 1955 г. Галича принимают в Союз писателей СССР, а три года спустя – в Союз кинематографистов.
В 1956 г. Театр-студия МХАТ (позднее ставшая театром «Современник») решает открыть сезон спектаклем по пьесе Галича «Матросская тишина». В нем были заняты тогда еще никому не известные Олег Ефремов, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев. Спектакль дошел до генеральной репетиции, но был не допущен цензурой.
Тем не менее, Галич оставался одним из самых преуспевающих драматургов. В театрах продолжали идти спектакли по его пьесам, режиссеры снимали фильмы по его сценариям. В 1962 г. на экраны выходит фильм «На семи ветрах», в 1964 г. «Дайте жалобную книгу». В 1965 г. за сценарий фильма «Государственный преступник» Галич получает премию КГБ СССР.
В 1967 г. у Галича рождается сын Григорий; его мать – художница по костюмам киностудии им. Горького Софья Войтенко.
Песни он писал еще с конца 50-х. В 1961 г. Галич записывает на магнитофон песню «Леночка», которая стала началом нового этапа в его творчестве и жизни. За ней последовали «За семью заборами», «Старательский вальсок» («Промолчи), «Спрашивайте, мальчики», «У лошади была грудная жаба», «Красный треугольник», «Мы не хуже Горация» и другие. «Магнитоиздат» мгновенно распространил эти песни, исполненные автором под собственный аккомпанемент на гитаре. Они ошеломляли неслыханной тогда мерой правды, дерзостной иронией, кричащей болью, вторжением в сферы, наглухо закрытые для подцензурной поэзии.
Творчество Галича развивалось как бы в двух руслах: лирический мажор и патетика в драматургии – пронзительная, гневная печаль в песнях. Эта раздвоенность многих раздражала. Когда Галич впервые исполнил несколько сатирических песен на слете самодеятельной песни в Петушках (1964), многие участники слета обвинили его в неискренности и двуличии.
Между тем слава Галича-барда продолжает расти. В марте 1968 г. его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирском Академгородке. Фестиваль вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен огромный зал, который был забит до отказа. Галич начал с песни «Промолчи», а когда он исполнил песню «Памяти Пастернака», весь зал поднялся со своих мест и некоторое время стоял молча, после чего разразился оглушительными аплодисментами. Галич получает приз – серебряную копию пера Пушкина, почетную грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: «Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством». Впоследствии Галич говорил, что это был его первый и последний открытый концерт, на который продавались билеты. Для властей произошедшее там послужило одним из сигналов к началу борьбы не только с ним, но и с авторской песней вообще.
В августе 1968 г., потрясенный вводом советских войск в Чехословакию, Галич пишет «Петербургский романс»; тогда он был вызван на секретариат Союза писателей и получил первое серьезное предупреждение о недопустимости его репертуара.
В 1969 г. книга песен Галича выходит в ФРГ. В 1972 г. Галич крестится у отца Александра Меня. Все это, а особенно его песни вызывает все большее недовольство властей. В декабре 1971 г. его исключают из Союза писателей, а через несколько месяцев – из Союза кинематографистов. После этого ему фактически запрещены все виды творческой деятельности; прекращаются все репетиции, снимаются с репертуара спектакли, замораживается производство начатых фильмов. Оставшийся без средств Галич распродает свою богатую библиотеку, подрабатывает литературным «негром», дает платные домашние концерты. Весной 1972 г. у него случается третий инфаркт, он получает инвалидность, обеспечивающую крохотную пенсию. Власти подталкивают Галича к тому к эмиграции, и наконец, он устает сопротивляться. В июне 1974 г. Галич и его жена покидают СССР.
Год они жили в Осло, где Галич читал в университете лекции по истории русского театра, затем переехали в Мюнхен и, наконец, в Париж. С августа 1974 г. и до самой гибели поэта на волнах радио «Свобода» выходила постоянная рубрика «У микрофона Александр Галич». Он занимался также литературной и концертной деятельностью в Норвегии, Швейцарии, Германии, США, Израиле, Франции; написал несколько песен, пьесу «Блошиный рынок», собирался ставить мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел играть. Кроме этого, совместно с Рафаилом Голдингом Галич снял документальный фильм «Беженцы XX века». 3 декабря 1977 г. он дал последний концерт в Венеции.
Галич умер 15 декабря 1977 г. Причиной смерти послужила неправильно подключённая им антенна телевизора. До сих пор существует версия, что это был не несчастный случай, а операция КГБ.
Похоронен Галич на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Надпись на плите, лежащей на его могиле, гласит: «блажени изгнани правды ради». Год рождения указан почему-то 1919.
На следующий день после кончины Галича в двух московских театрах – на Таганке и в «Современнике» – в антрактах были устроены короткие митинги его памяти Галича. В театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер; стихи Галича читал Александр Ширвиндт.
В конце 80-х в России стали выходить пластинки, кассеты, компакт-диски и книги с его произведениями и с воспоминаниями о нем, был снят документальный фильм «Александр Галич. Изгнание».