Толстой Л. - Хаджи-Мурат - (исп.: К.Вахтеров, А.Лазарев, В.Осенев, И.Ключарёв, В.Кулик, Е.Фёдоров, Ю.Волынцев, В.Леоненко, и др.), (Зап.: 1973г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по страницам одноимённой повести русского писателя Льва Толстого.

«Хаджи-Мурат» - Повесть, 1912 год. (годы написания: конец 1890-х - начало 1900-х)

История об одном из героев Кавказской войны середины XIX века Хаджи-Мурате. Ранее сражавшийся против русских, Хаджи-Мурат вступает в конфликт с Имамом Шамилем и переходит на сторону русских, но ему не доверяют и держат в качестве почётного, но пленника.

Хаджи-Мурат Аварский (авар.: ХӀажимурад Хунзахъаса) (около 1818г. - 05.05.1852г.) - аварский вождь и военачальник, наиб и мудир имама Шамиля и его «правая рука» в Дагестане. Уроженец Хунзаха (Дагестан), молочный брат аварских ханов.
________________________

Действующие лица и исполнители:
ведущий - Константин В. Вахтеров;
Хаджи-Мурат - Александр С. Лазарев;
Князь Чернышёв - Владимир И. Осенев;
Отец Садо и Бато /1-й старик - Игорь А. Ключарёв;
Юсуф - Владимир А. Кулик;
Назаров, 2-й старик - Евгений Е. Фёдоров;
Шамиль - Юрий В. Волынцев;
Княгиня - Вера М. Леоненко;
Генерал - Владимир В. Всеволодов (зн. Соловьёв-Всеволодов);
Бата, курьер - Дмитрий В. Бородин;
Гость - Александр А. Михайлов;
Княгиня - Людмила В. Шапошникова;
Воронцов-отец - Евгений П. Велихов;
Адъютант - Алексей Г. Кузнецов;
Воронцов-сын - Анатолий Г. Иванов;
Садо - Виктор В. Зозулин;
Хан-Магома - Владимир К. Горелов;
Полтарацкий - Анатолий А. Кацынский.

Инсценировка - Феликс Н. Арский.
Режиссёр (радио) - Антонида А. Ильина.
Ассистент режиссёра - Ольга М. Трацевская.

Иллюстрации:
Л.Толстой

P. S.:

Начало, самые первые годы XX столетия - напряж`нный и во многом мучительный период в жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого. Время создания гениального обличительного романа «Воскресение», драмы «Живой труп», повести «Хаджи-Мурат».
Это и время все углубляющихся противоречий философских и творческих позиций великого писателя. Толстой-вероучитель страстно верит в возможность искупительного «страдания на миру», «любви во спасение», проповедует «бога внутри нас». Он будет отлучён от церкви, предан анафеме со всех амвонов, а потом решительно порвёт со «своим кругом», уйдёт от привилегий и удобств, которых мучительно стыдился, как и герой «Живого трупа» Федя Протасов. Смерть его - осенью 1910 года - поразит Россию и читающую Европу. Загадочная, внезапная, она станет фактом не только индивидуальной человеческой судьбы. Возникает громадный интерес к обстоятельствам его последних лет и дней, напряжённо будут перечитываться «Крейцерова соната», «Исповедь», «В чём моя вера». Появится на сцене «Живой труп», в печати - «Хаджи-Мурат»... Вспомнится его гневное «Не могу молчать !», сказанное миру в то время, когда никакие каноны собственного учения о всепрощении не смогли примирить его с виселицами и организованными для массовых убийств палаческими армиями карателей. Таким «не могу молчать» стал и создававшийся с большими перерывами (1896-1898 и 1901-1904) «Хаджи-Мурат». Больше 40-ка лет отделяют период службы молодого Толстого на Кавказе, когда он часто слышал имя легендарного горца, от времени текстуального оформления «кавказской повести». Но читателю кажется, что всё происходящее услышано, увидено и описано очевидцем, непосредственно участвовавшим в событиях. Творческая история «Хаджи-Мурата» сложна и до сих пор находит все новые истолкования. Это был непрекращающийся процесс страстной борьбы Толстого - мыслителя и проповедника - с самим собой - могучим художником-реалистом. Замысел «преследовал» его, не давал покоя. Бывали периоды, когда он совсем оставлял работу над повестью, не в силах побороть в себе «стыд» за такое «баловство», когда он горячо укорял себя в дневниках и письмах за «слабость». Десять редакций, каждая из которых чем-нибудь не удовлетворяла писателя, вылились в лаконичный, сжатый, ёмкий рассказ о человеческом мужестве, энергии, простоте и бесстрашии. Пафос этой небольшой повести - в восхищенном любовании жизненной силой, стойкостью, чертами личности, весьма далекой от придуманного, фальшивого идеала христианского страстолюбца. В «Хаджи-Мурате» Толстой-художник одержал великолепную победу, хотя, как признавался он, бывало ему «совестно» и приходилось работать «от себя потихоньку». Известен любопытный эпизод из истории создания повести. Первый набросок ее был сделан Толстым летом 1896 года. Когда один из его знакомых задал писателю вопрос, чем он был занят в это время, произошёл довольно забавный случай. Толстой, которому было 68 лет, повёл себя неожиданно по-мальчишески. Он, вспоминает собеседник, «совсем сконфузившись, шёпотом, чтобы никто не слыхал, приблизившись ко мне и вместе с тем с заблестевшими глазами, сказал: «Я писал «Хаджи-Мурата». Это было сказано тем тоном, каким школьник рассказывает своему товарищу, что он съел пирожное: он вспоминает испытанное наслаждение и стыдится признаться в нём !..» Хаджи-Мурат - не легендарное, а действительное лицо. Как и почти все герои повести. В 1840-1850 гг. прошлого столетия он был крупнейшим после духовного и светского правителя кавказских магометан (имама) Шамиля военным деятелем, наибом (наместником), «знаменитым своими подвигами» в захватившей Аравию и Чечню (области Дагестана) «священной» войне против «русских собак» - колонизаторов. Жестокая политика правительства Николая Первого на Кавказе вынудила местное население присоединиться к «хазавату» (войне-резне). Толстой, ненавидевший всякое проявление насилия, сочувствует и «доброму, мирному народу», и гибнущим в этой войне простым русским солдатам. Объективно колонизация Кавказа, проводившаяся необычайно жестокими методами, вела к положительному историческому результату - присоединению Кавказа к России. Толстой становится в этой повести на не исторично-пацифистскую позицию, осуждая и «татар», и русских. Хаджи-Мурат, не раз переходивший к русским, имел с Шамилем кровную вражду и объективно не однажды может быть назван «предателем». Писатель показывает своего героя душевно тонким, сложным человеком, однако «оправдание» вовсе не входит в его намерение. Среди почти 100 персонажей повести Хаджи-Мурат играет исключительную роль вовсе не по причине какого-то отвлечённого идеального «правдоискательства». Это человек не просто смелый, ловкий, не только джигит. Хаджи-Мурат - человек несгибаемого мужества, силы, энергии, жажды жизни, честолюбивый и на самом деле ни разу не сдавшийся. Но, в конечном счете, он погибает потому, что «поддался» совершенно обычному чувству - желанию освободить семью, оставшуюся заложником у Шамиля. Толстой показывает своего «любимого героя» (вопреки традициям, отнюдь не мечтателя, а практика) жертвой деспотизма. Хаджи-Мурат как бы между двух огней — Шамилем и Николаем Первым. Однажды писатель упомянул об «английской игрушке» (кинетоскопе), показывающем «с той и другой стороны» предмет. Вот так он рассказывает и о своём герое, не боясь ни резких, мрачных теней, ни внезапных ослепительных отблесков света. «Детски простодушная улыбка» Хаджи-Мурата вызывает непреодолимую симпатию к этому «извергу, разбойнику». Глубоко трогательны его опасения за жизнь семьи, понятна осторожность. Великолепны мастерские детали поведения, развенчивающие фальшивое величие обоих «столпов веры» - и Николая, и Шамиля. За «безжизненным взглядом» Николая, за «каменным лицом» Шамиля нам открываются и комическая жалкость, и ограниченность, и нелепые капризы властителей, в чьих руках судьбы сотен тысяч людей, судьбы стран и народов.
Жертвой этой жестокой игры самолюбий и характеров, выливающейся в реальную политику, становится и Хаджи-Мурат, не раз вызывающий в памяти писателя изуродованный, но так и не сдавшийся человеку куст цветка «татарина». «Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. «Экая энергия ! - подумал я. - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот всё не сдаётся». Картина гибели героически защищавшегося до последней минуты и так и умершего, не сдавшись, Хаджи-Мурата написана с исключительной силой. Она снова вызывает в памяти писателя символический образ энергии и силы раздавленного куста репейника, стоявшего среди перепаханного поля. Среди созданных гениальным талантом Л. Н. Толстого художественных образов Хаджи-Мурат стоит особняком. И не только потому, что это единственный «иноверец» среди его героев. Но и потому, что в его нравственном облике, как в фокусе, сочетаются те черты, против которых безуспешно боролся Толстой-проповедник. «Давнишняя кавказская история» действительно «победила» писателя, став художественным символом человеческой несгибаемости и мужества. - М. Бабаева -