Горький М., Товстоногов Г., Лебедев Е. - Мещане - (исп.: Е.Лебедев, М.Призван-Соколова, Э.Попова, В.Рецептер, К.Лавров, П.Панков, Л.Макарова, Н.Трофимов, и др.), (Зап.: 1971г.)

 
Телевизионный вариант спектакля Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького, по одноимённой пьесе русского драматурга Максима Горького в постановке Георгия Товстоногова. Премьера спектакля состоялась на сцене театра в 1966 году. Телевизионный вариант спектакля был снят на киностудии "Ленфильм".

«Мещане» - Пьеса, 1902 год (год написания: 1901) / Другие названия: Мещане. Сцены в доме Бессемёнова. Драматический эскиз в 4-х актах.

В доме Бессемёнова - зажиточного мещанина, старшины малярного цеха, проживает множество персонажей. Помимо его жены и детей - дальний родственник Перчихин со своей дочерью, а также нахлебники Тетерев и Шишкин, вдова смотрителя тюрьмы... Между всеми этими людьми разыгрываются нешуточные страсти.

Максим Горький (наст. имя: Алексей Максимович Пешков); устоявшимся является также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом - Алексей Максимович Горький) - (16 [28] марта 1868г., г. Нижний Новгород - 18 июня 1936г., пос. Горки, Московская обл.) - русский и советский писатель, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза.

Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915г., г. Тифлис - 23 мая 1989г., г. Ленинград) - советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1950-1956) и Большого драматического театра (1956-1989). Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР (1968, 1978).

Евгений Алексеевич Лебедев (2 (15) января 1917г., г. Балаково - 9 июня 1997г., г. Санкт-Петербург) - советский российский актёр театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда (1987). Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской премии (1986), Сталинской премии I степени (1950) и Государственной премии СССР (1968).
______________________

В ролях:
Василий Васильевич Бессемёнов - Евгений Лебедев;
Акулина Ивановна Бессемёнова, жена Василия Васильевича - Мария Призван-Соколова;
Татьяна, дочь Бессемёнова-старшего - Эмма Попова;
Пётр Бессеменов, сын Бессемёнова-старшего - Владимир Рецептер;
Нил Васильевич, воспитанник Бессемёнова - Кирилл Лавров;
Терентий Хрисанфович Тетерев, живёт на квартире у Бессемёнова - Павел Панков;
Елена Николаевна, живёт на квартире у Бессемёнова - Людмила Макарова;
Перчихин, птицелов, дальний родственник Бессемёнова - Николай Трофимов;
Поля, дочь Перчихина, швейка, работает в семьях поденно - Людмила Сапожникова;
Цветаева - Алина Немченко;
Шишкин - Владимир Четвериков;
Степанида, кухарка - Марина Адашевская;
монашка - Евгения Царева;
доктор - Изиль Заблудовский;
мальчишка, маляр - Владимир Горьков;
старик - Виталий Иллич;
баба с улицы - Янина Комиссарова;
извозчик - Юрий Соловьёв.

Режиссёры (театр+ТВ) - Георгий Товстоногов, Геннадий Беглов.
Сценаристы (ТВ) - Евгений Лебедев, Георгий Товстоногов.
Оператор - Лев Колганов.
Композитор - Семен Розенцвейг.
Художники - Семён Мандель, В. Слоневский.

Иллюстрации:
М.Горький
Г.Товстоногов
Е.Лебедев
В.Рецептер (в роли Петра), Е.Лебедев (в роли Бессеменова-старшего), Э.Попова (в роли Татьяны)

P. S.:

К героям Горького я пришёл не сразу. Театр, в котором я работаю, носит имя этого писателя. В истории Большого драматического театра есть славные, а подчас и решающие страницы, связанные с воплощением пьес великого драматурга. Естественно, что все кругом убеждали меня ставить Горького. И всё-таки я взялся за первый свой горьковский спектакль с этим коллективом - «Варвары» - только через три года после того как пришел в него. Почему ? Я понимал - над театром тяготеет сила традиций, им же самими созданных. Как ни странно, именно уважение к прошлому этого коллектива стало препятствием на моем пути к Горькому. Я не мог так просто преодолеть его, хотя всегда понимал и великое значение горьковской драматургии, и замечательные возможности, которые она дает режиссеру и актерам. Я понимал, что Горький - школа мастерства, что он заставляет мыслить крупно, масштабно, остро. Тут никаких разногласий между мной и труппой не было. Но я искал общности более сложной и более тонкой. Ни декларации, ни заклинания ее создать не могли. Конечно, Горький всегда публицистичен. Но ведь не случайно он написал не только статьи о мещанстве, но и пьесу под названием «Мещане». Публицистичность пьес Горького не противоречит их сложной психологической основе, их многогранности. И в спектакле она должна возникать из сложного жизненного потока событий, ощущений, неожиданных столкновений, конфликтов и поступков. Преступая к работе над этим произведением, надо было прежде всего ответить на вопрос - что такое мещанство? Канарейка в клетке, герань на окне, граммофон, на смену которым пришли транзисторы и другие приметы современности, - лишь внешние признаки явления, не раскрывающие его существа. Мещанство - категория социально опасная. Это определенный образ мышления, определенное мировоззрение, определенный строй человеческой психики. В чём же заключается его опасность ? Почему сегодня пьеса Горького «Мещане» может быть взята нами на активное вооружение ? Только точный и очень конкретный ответ на эти вопросы давал мне право взяться за её постановку. Пусть мои ответы будут субъективными, пусть они не охватят всего явления, а подчеркнут одну из его сторон, но если подмеченное мною отразит подлинность каких-то жизненных закономерностей, я имею право на разговор с современниками, потому что в таком случае спектакль не может не вызвать раздумий, полезных для зрителей. В чём я увидел опасную сущность мещанства ? В том, что люди придумывают себе фетиши и слепо верят в их незыблемость, не видя за частоколом понятий подлинной реальности жизни. А добровольное рабство делает человека ограниченным, лишает его способности вырваться из-под власти мёртвых схем и канонов, глухой стеной замкнувших, замуровавших его в рамках собственной закостенелости. Как это не покажется парадоксальным, толчок для новых размышлений по поводу «Мещан» дал мне абсурдистский театр. Он заставил меня заволноваться самой проблемой современного мещанства как проблемой определенной жизненной философии, и я стал искать пьесу, в которой эта проблема была бы выражена и более крупно, и более сложно, и более близким мне художественным ходом, где она была бы, так сказать, поставлена с головы на ноги. И думая об этом, я вдруг заново открыл для себя «Мещан», мысли о постановке этой пьесы давно не покидали меня. Но принцип решения, возможность повернуть её именно под таким углом к современности возникли неожиданно. Горький ставит проблему мещанства философски объемно, а сам процесс преломления жизненных явлении в его произведении строится по логике, прямо противоположной логике абсурдитского театра. Горький кладёт в основу пьесы реальные столкновения реальных людей, за которыми встает полнейший абсурд и бессмысленность их жизни. Эти люди вовлечены в круговорот мёртвых понятий, изживших себя представлений, уценённых ценностей, иллюзорных, придуманных отношений и не могут вырваться из этого бессмысленного круговорота, потому что он сильнее их. Разве Бессеменов настолько глуп, чтобы не понимать, что Нил и Поля - подходящая пара, что их женитьба не предмет для скандала ? Он понимает всё не хуже других. И сцена обеда, когда Бессеменов узнает, что Нил женится на Поле, начинается у нас внешне спокойно. Бессеменов пытается погасить готовое вспыхнуть возмущение, противостоять ему. Но придуманные отношения между людьми, всё то, что он называет порядком, оказываются сильнее его, они властвуют над его разумом и над его логикой. И в конце концов он взрывается. Здесь снова трагическое переплетается с пошлым в каком-то алогичном, бессмысленном сплаве. Я пишу о том, что вело меня в этой работе, - о поисках своего, конкретного решения. Я умышленно не говорю ни о картине эпохи, ни о социальном значении пьесы и образов - это само собой разумеется и не уйдет ни при каком решении, потому что прочно заложено в самом произведении. Но если я сегодня поставлю спектакль, который будет только иллюстрировать то, что в пьесе стало хрестоматийным, мой спектакль не будет иметь право на внимание современников, ибо всё это они и без меня знают. В каждом классическом произведении нужно искать не то, что относится к историческому периоду, когда происходит действие, а то, что вечно, что представляет интерес для сегодняшнего человека. Если говорить об искусстве как об увеличительном стекле, то мы стремились сквозь него посмотреть на само явление. Не на отдельных людей, а именно на явление, которое таит опасность для любого времени. Зритель должен отнестись к показанной нами жизни философски, увидеть ее широко, как явление, и увидеть не непосредственно, а опосредованно. Но для того чтобы сохранить эту дистанцию, один из компонентов спектакля обязательно должен все время как бы возвращать зрителя в исходное положение, заставляя его на все смотреть со стороны. Таким компонентом в нашем спектакле стала музыка. Я говорю не о бытовой музыке, предусмотренной и подсказанной нам самим автором, а о музыке, привнесенной в спектакль театром и несущей смысловую нагрузку. Балалайка и мандолина, исполняющие нехитрую мелодию «жестокого» романса или песенку городских окраин, врываются в действие нашего спектакля каждый раз неожиданно, создавая возможность для зрителей точнее оценить происходящее. То есть музыка здесь призвана создать тот эффект отчуждения, о котором пишет в своей театральной теории Брехт. Когда очередной бессмысленный скандал в бессеменовском доме достигает своей кульминации и зритель попадает под власть истерического лицедейства героев, врывается этот мотивчик, это мелодичное треньканье, которое перестраивает зрителя на ироническое восприятие скандала, а самим героям как бы даёт возможность передохнуть и набраться сил для следующей яростной схватки. Музыка в нашем спектакле призвана помогать зрителю более мудро оценить события пьесы со стороны и предоставить персонажам одним пребывать в своей суетности. В работе над горьковским спектаклем все компоненты были подчинены раскрытию того смысла, ради которого писал Горький свои пьесы. А смысл этот заключается а его жестоком, беспощадном отношении ко всяческой мерзости, в мужественной любви к нравственному здоровью человека. - Г. Товстоногов -