Эфрос Анатолий - воспоминания, высказывания о его творчестве

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)

АНАТОЛИЙ ЭФРОС: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Творческий путь Анатолия Васильевича Эфроса, одного из крупнейших режиссеров советского театра, до сих пор не был систематизирован и осмыслен исследователями во всех его аспектах. Не существует монографии об Эфросе. Все, что написано о нем, а это несколько тысяч публикаций — фрагментарные попытки осмысления разных этапов эфросовского творчества — и один сборник статей, который так и называется — «Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи». Кроме того, многое из литературного наследия Эфроса оставалось недосягаемым для исследователей — хранилось в семейном архиве.

Сейчас «эфросоведение» переживает небывалый подъем: впервые за почти 25 лет со дня смерти Эфроса стали доступны архивные материалы, дневники режиссера. Начали работу сайты Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой на базе сайта Лаборатории Дмитрия Крымова.

Нонной Михайловной Скегиной, председателем комиссии по творческому наследию Эфроса, был подготовлен к публикации аннотированный библиографический указатель «Режиссер Анатолий Эфрос: Жизнь и творчество», который содержит 3480 записей. В книгу вошли все известные и вновь выявленные материалы, опубликованные с 1950 по 2010 год на русском и иностранных языках. В указателе четыре раздела: книги Эфроса (раздел включает и рецензии на книги); статьи, заметки, беседы, выступления, интервью, высказывания, письма; записи репетиций; литература о жизни и творчестве режиссера. Кроме того, издание снабжено подробным справочным разделом: указателем спектаклей; указателем художественных фильмов, киновидеоматериалов и звукозаписей; указателем имен.

С 1991 года, когда вышел первый библиографический указатель «Анатолий Васильевич Эфрос», представивший далеко не полный перечень материалов, это первый систематизированный каталог, который дает исчерпывающее представление о режиссерском пути Эфроса, перипетиях его творческой судьбы и судьбы его спектаклей. Благодаря тому, что большая часть записей в указателе снабжена аннотациями, существенно облегчается работа исследователя, упрощается поиск нужной информации.

Еще одна ценная новинка — сборник «Анатолий Эфрос. „Чайка“: Киносценарий. Статьи. Записи репетиций. Документы. Из дневников и книг», который открывает цикл, в перспективе состоящий из трех книг («Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад» )и посвященный знаменитым эфросовским спектаклям по чеховским пьесам. Выбор темы этого цикла не случаен. Существует мнение, что творческий метод Чехова, его мировоззрение были близки Эфросу, у них была одна природа. Некоторые исследователи (например, М. Н. Строева) высказывали мнение, что Эфрос и другие свои спектакли ставит через призму чеховской драматургии. В подтверждение этому — новый цикл книг о том, как чеховские сюжеты не отпускали режиссера, возвращаясь на новых витках его творческой судьбы.

В первом томе, как пишет составитель сборника Н. М. Скегина, «собрано под одной обложкой все, что удалось разыскать и прочитать о „Чайке“ в дневниках, статьях и книгах Эфроса, в материалах разных фондов, хранящихся в РГАЛИ и архиве киноконцерна „Мосфильм“, в театральных библиотеках и личных собраниях почитателей таланта Мастера». Здесь впервые публикуется режиссерский сценарий задуманного Эфросом кинофильма «Чайка», который должен был быть снят на «Мосфильме» в 1963-1964 гг. История картины, так и не допущенной к съемкам, предстает в книге в письмах и документах.

Но главный подарок, который сделали читателю составители сборника, — это записи репетиций спектакля «Чайка», поставленного Эфросом в Московском театре им. Ленинского комсомола в 1966 году. Записи, сделанные Н. Пляцковской и И. Сидориной исключительно по собственной инициативе и «для себя» и сохраненные авторами в личных архивах, дополняют и уточняют сведения не только о спектакле, но и о режиссерском методе Эфроса, дают ценный материал для исследования.

журнала».