Смирнов-Русецкий Борис. Вспоминая семью Рерихов -

 
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (21.01.1905 г., г. Санкт-Петербург - 07.08.1993г., г. Санкт-Петербург) - советский художник, учёный, писатель, общественный деятель. Член группы художников-космистов «Амаравелла». Кандидат технических наук. Из семьи штабс-капитана Алексея Алексеевича Смирнова, потомственного дворянина. Мать Бориса - Екатерина Антоновна (урожденная Русецкая), получила воспитание в Екатерининском институте. В кругу семейных связей Бориса Смирнова были Билибины, Третьяковы, Бакст-Гриценко, Поджио, Боткины, Ивановы, Блоки, Жемчужниковы, Новгородцевы - известные представители литературно-художественной интеллигенции Петербурга и Москвы конца XIX-начала XX века. В течение первых 3-х школьных лет Борис занимался с домашними учителями, с 10-ти лет учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья по службе отца переезжает в Москву, а в 1919 году - в пригород Москвы Кусково, где Борис начал посещать рисовальную школу при Стрелковом училище. В это время у Бориса Смирнова проявился интерес к литературе. В 1921 году Борис окончил среднюю школу и поступил на службу в Российское телеграфное агентство. В 1922 году поступил на вечернее отделение Московского инженерно-экономического института. 22 октября 1922 года у Бориса Алексеевича произошла встреча с художником Петром Петровичем Фатеевым, что привело впоследствии к образованию объединения «Амаравелла». В 1923 году работы Смирнова были представлены на «Выставке пяти» в Музее изящных искусств (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина). В это время Смирнов посещал студию видного художника-реалиста, профессора Ф.И. Рерберга. Летом 1926 года встречался с прибывшим в Москву из-за границы художником Н.К. Рерихом, оказавшим сильнейшее влияние на дальнейшую его творческую деятельность. Осенью 1926 года поступил во ВХУТЕМАС, где учился на отделении графики у И. Нивинского, В. Фаворского и Н. Купреянова (в 1930 году, не представив дипломную работу, получил справку о прохождении курса). В 1927, 1928-м годах работы художников «Амаравеллы», в т.ч., Смирнова, взявшего художественный псевдоним - Смирнов-Русецкий, попадают на выставки в Нью-Йорке и Чикаго. В 1930 году Борис Алексеевич поступил в аспирантуру инженерно-экономического института по теме металловедения, но затем был направлен на производство. С февраля 1931 года работал преподавателем металловедения автогенно-сварочного техникума, в 1933 году ставшего факультетом Московского высшего технического училища. С 1956 года Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, проживая в Москве, активно занимался художественной и научной деятельностью. С октября 1956 года он начал преподавать в заочном Институте сельскохозяйственного машиностроения (Балашиха, Московская обл.), а затем устроился в лабораторию сварки Института металлургии АН СССР им. А.А. Байкова. В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности превращения аустенита в сталях повышенной прочности при сварке плавлением». В 1963 году за вклад в изучение механизма процессов сварки и термохимической обработки металлов Смирнов-Русецкий был избран старшим научным сотрудником Института металлургии. В 1965 году он перешёл во ВНИИмонтажспецстрой заведующим лабораторией сварки специальных сплавов и цветных металлов. Но большая административная нагрузка заставила вскоре отказаться от этой должности, и до своего ухода на пенсию в 1973 году Смирнов-Русецкий работал в должности старшего научного сотрудника. Всё своё свободное время Смирнов-Русецкий посвящал искусству. Период с 1960-х по 1990-е годы оказался самым плодотворным в творческой жизни художника. С начала 1960-х гг. он работал над этюдами из своих прежних путешествий по городам Русского Севера. В 1967, 1969 годах прошли персональные выставки картин в Москве, в последующие годы - в музеях Пскова, Костромы, Киева, Новосибирска, Загорска, Звенигорода, Ленинграда. За рубежом - в Монголии, Финляндии, Германии. Работы Смирнова-Русецкого находятся в собраниях российских музеев, в частных коллекциях и за рубежом.

Иллюстрации:
Б.Смирнов-Русецкий