Лопатин В. - О работе над фильмом «Первенцы свободы» - (Зап.: 1975г.)

 
Вячеслав Сергеевич Лопатин (31.07.1936г., г. Москва - 27.01.2023г., г. Москва) - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, историк. Заслуженный деятель искусств РФ (1995). В 1965 году окончил ВГИК по специальности режиссёр учебного фильма (мастерская Б.А. Альтшулера). По окончании института работал на Центральной студии научно-популярных и учебных фильмов (Москва), где поставил документальные картины о революционном движении «Перед грозой» (1970), «Vive la commune! = Да здравствует коммуна !») (1971), «Знамя коммуны» (1971), «Первенцы свободы» (1975), и др.. Создал на студии ряд короткометражных учебных фильмов на самые разные темы для средних специальных и высших учебных заведений, в том числе «Москва - столица СССР» (1972, совместно с Л.Н. Чернявским), «Болезни пародонта» (1982), «Прекрасное. В поисках идеала прекрасного человека» (1982), «Печатание тканей» (1985), «Горы и горообразование» (1987), , «Устройство и сборка кварцевых часов» (1988). Всю жизнь в сфере интересов Вячеслава Лопатина была русская история, и в особенности период второй половины XVIII века. В середине 1980-х академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв привлек Вячеслава Лопатина к работе над серией «Литературные памятники». Лопатин подготовил к публикации в издательстве «Наука» письма А.В. Суворова (1986; под редакцией А.М. Самсонова) и переписку императрицы Екатерины II и Г.А. Потёмкина (1997; под редакцией С.Г. Десятскова), несколько сотен писем впервые ввёл в научный оборот; снабдил оба издания подробными научными комментариями. Автор монографий «Потёмкин и Суворов» (1992) и «Потёмкин и его легенда» (2012). Лопатин является автором телевизионных художественно-публицистических фильмов «Тайный брак императрицы Екатерины Великой» (1994) и «Императрица Екатерина II Великая» (1998; 13-ть серий, режиссёр-постановщик Г.Л. Илугдин). За свою многолетнюю деятельность как кинорежиссёра Лопатин снял более 40-ка научно-популярных, документальных и учебных фильмов.

Иллюстрации:
В.Лопатин

P. S.:

Карл Иванович Кольман (старший) (нем.: Karl Kollmann) (1786г. или 1788г., г. Аугсбург - 13 [25] ноября 1846г. или 1847г., г. Санкт-Петербург) - рисовальщик, акварелист, гравёр, литограф, портретист, пейзажист, жанрист. Отец архитекторов А.К. Кольмана (1812-1869) и К.К. Кольмана (1835-1889). Получив первоначальное художественное образование в Мюнхенской академии художеств с 1803 года Кольман работал под началом своего родного дяди, знаменитого гравёра резцом по меди Игнаца Себастьяна Клаубера (1753-1817), который большую часть жизни работал в Российской империи и заведовавший в начале XIX века гравировальным классом в Императорской Академии художеств. Карл Кольман не чувствуя призвания к специальности дяди, начал самостоятельно заниматься акварелью и изучать русские народные типы и жизнь. Вместе с тем, Кольман давал уроки рисования в частных домах и довольно долго состоял преподавателем этого предмета в Пажеском Его Императорского Величества корпусе и училище глухонемых Ведомства императрицы Марии Фёдоровны. В 1833 году получил звание «назначенного» в академики, а в 1836 году за акварельный вид окрестностей Санкт-Петербурга - звание академика пейзажной живописи. Кольман сотрудничал, как рисовальщик, в изданных Монферраном описаниях постановки Александровской колонны и сооружения Исаакиевского собора. Акварели этого художника, изображающие преимущественно петербургские уличные сцены, русский деревенский быт и простонародные типы, в своё время расходились среди петербургских любителей искусства во множестве и до сей поры имеются почти у каждого из собирателей рисунков. К.И. Кольман - автор акварельного рисунка «Восстание 14 декабря 1825 года» - единственного изображения этого события, сделанного очевидцем. В 1846 году работал в Италии.