Великанов Павел - История христианской церкви - Эпоха крестовых походов

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Павел Иванович Великанов (20 августа 1971, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — священнослужитель Русской православной церкви (протоиерей), Главный редактор портала «Богослов.Ру», участник межсоборного присутствия, секретарь Комиссии по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ, богослов, проректор по научно — богословской работе, доцент и преподаватель МДА.
http://ru.wikipedia.org


Эпоха крестовых походов

В истории средневековой Церкви нет эпохи более противоречивой и в то же время более захватывающей, чем эпоха крестовых походов. Она продолжалась с конца XI до XIV века. Начало крестовых походов провозгласил Римский папа Урбан II. 26 ноября 1095 года он обратился к представителям высшей знати и клирикам Римской Церкви с призывом начать освободительную войну за Святую Землю. Вся Палестина к тому времени была под властью мусульман. Он обещал всем, кто возьмется за это «святое дело» множество льгот со стороны Римской Церкви. Имущество и семьи участников похода на время их отсутствия находились под охраной Церкви. «Принявшие крест» освобождались от уплаты долгов. Крепостные, отправлявшиеся в поход, освобождались от власти своих господ. Всем участникам обещалось отпущение грехов, а погибшим — рай. В ответ на призыв папы несколько тысяч его слушателей скандировали: «Deus vult!» ([Дэус вульт] — «Бог того хочет!»). Эти слова стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.

Все крестовые походы, кроме первого, возглавлялись коронованными особами. Так наиболее знаменитыми участниками их были — английский король Ричард Львиное Сердце, французский король Людовик Святой, германский император Фридрих Барбаросса. Во втором крестовом походе помимо мужчин приняли участие и многие супруги европейских феодалов. Для знатных дам это предприятие поначалу казалось увеселительной прогулкой. Многие из них взяли с собой лучшие наряды, а также придворных поэтов. Но ошеломленные невиданными трудностями, они остановились на полпути.

Самым бескровным был шестой крестовый поход в 1228 году. Его называют еще «дипломатическим». Германский император Фридрих II, используя противоречия между двумя мусульманскими державами, добился мирной уступки Иерусалима и ряда других святых мест в Палестине. Однако после возвращения Фридриха в Германию все из-за тех же раздоров между крестоносцами Иерусалим вновь отошел к мусульманам.

Фактически эпоха крестовых походов завершилась в 1270 году. В это время Французский король, окончательно забыв о провозглашенных когда-то лозунгах освобождения Святой Земли, решил направиться в Тунис для ведения боевых действий в этом регионе. Однако поход быстро закончился: в войске началась эпидемия, от которой скончался и сам король. Его войско ни с чем вернулось во Францию.

Искренность порыва западных христиан в Святую Землю ради возвращения Гроба Господня не подлежит сомнению. Первый крестовый поход наиболее сильно отразил идею крестоносного движения. Однако, как отмечают историки, экономические явления также сыграли весьма значительную роль в его проведении. С каждым новым крестовым походом мирская струя пробивалась в них все сильнее, чтобы одержать, наконец, окончательную победу над первоначальной идеей движения во время четвертого крестового похода, когда крестоносцы захватили Константинополь.

http://www.mir-slovo.ru/text/11184.html