Радиопостановка по одноимённой пьесе советского драматурга Андрея Платонова.
Шарманка - Пьеса, 1930 год. / Впервые опубликована в издательстве «Ардис» (США), 1975 год ; в СССР - в журнале «Театр» (1988 г. № 1).
Герои «Шарманки» - идеальные люди только что созданной страны Советов. Молодёжь, идущая к социализму через каждое, даже самое бытовое, действие, ребята, для которых «Идея» уже успела стать частью сердца, и старшее поколение, тянущее нарождающееся государство к бюрократии и окостенению. Их столкновение, взаимное удивление и становится двигателем сюжета. «Идея» начинает помещаться в прокрустово ложе «руководства массами» и ставится предметом охоты буржуазных агентов.
Примечание: Железный человек, в дальнейшем называемая Кузьмой. Это металлическое заводное устройство в форме низкого, широкого человека, важно вышагивающего вперед и хлопающего все время ртом, как бы совершая дыхание. Кузьму ведёт за руку, вращая её вокруг оси, как руль или регулятор, молодой человек в соломенной шляпе, с лицом странника - Алёша.
Андрей Платонов (наст. имя - Андрей Платонович Климентов) - (28.08.1899г., г. Воронеж - 05.01.1951г., г. Москва) - русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века. Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служил военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. Существует мнение, что это было сделано с личного разрешения И.Сталина. В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Мировоззрение Платонова эволюционировало от веры в переустройство социализма к ироничному изображению будущего. Платонов скончался от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном.
_________________________
Действующие лица и исполнители:
Мюд, девушка-подросток, подруга Алёши по общей работе - Ольга А. Мотина;
Эдуард-Валькирия-Гансен Стерветсен, датский профессор-пищевик, прибывший с целью приобрести «ударную душу» СССР для Западной Европы - Геннадий Л. Бортников;
Щоев, заведующий кооперативной системой в далеком районе - Михаил А. Ульянов;
Евсей, его заместитель - Валерий А. Баринов;
а также - Владимир Т. Кашпур;
- и др.
Режиссёр (радио) - Дмитрий А. Николаев.
Иллюстрации:
А.Платонов
P. S.:
Пьеса "Шарманка'" - первый самостоятельный драматургический опыт Платонова. Автор писал эту пьесу специально для МХАТа, она представляла собой сценическую вариацию романа "Чевенгур" и повести "Впрок", острую и ироничную. Действие в "Шарманке" строится на типично платоновской ситуации, которую в самом общем виде можно обозначить следующим образом: встреча идеала с антиидеалом. Странники Алёша и Мюд путешествуют по свету в поисках социализма. Идеальная модель социального устройства существует в сознании именно этих героев, причём почти с самого начала обнаруживает себя ироническое отношение к ней автора: Алёша и Мюд скитаются по свету вместе с шарманкой, а также с роботом-аттракционом Кузьмой. Все явления природной и социальной жизни, изображенные в "Шарманке", преломляются в гротескном свете. Платонов разрабатывает один из расхожих, почти что тривиальных для литературы тех лет мотивов: мотив встречи двух миров - буржуазного и социалистического. Алёша и Мюд попадают в заготконтору Щоева в поисках социализма - здесь же оказываются датский профессор Стерветсен и его дочь Серена, прибывшие "с целью приобрести "ударную душу" СССР для Западной Европы". Данный мотив получает в "Шарманке" карнавальную, гротескную окраску. В своих ожиданиях персонажи, разумеется, обманываются: искомый идеальный мир оказывается антимиром, миром наизнанку, "кромешным" миром".
- Е.С. Шевченко -