Степанов Александр - Порт Артур (радиоспектакль с уч. Е. Полосина, Е. Карнаухова и др., актеров Русского драматического театра Белорусской ССР. зап. в 1954г.)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Национальный академический драматический театр имени М. Горького. Минск

История создания театра берет свое начало в 20-е годы прошлого века, когда труппа странствующих актеров радовала жителей Орши, Бобруйска, Могилева, Полоцка, Борисова, Рогачева, других белорусских городов и местечек своими спектаклями. В 1928 году именно этой труппе, обосновавшейся в Бобруйске, было предложено стать Могилевским областным театром, а через четыре года коллектив получил статус Государственного русского драматического театра Белорусской ССР. До 1939 года бессменным руководителем оставался Владимир Владимирович Кумельский, представитель прославленной мхатовской школы.

В. В. Кумельский играл в знаменитом Малом театре, в бывшем театре Ф. А. Корша, выступая в ансамбле с М. Ермоловой, А. Сумбатово-Южиным, П. Садовским, А. Остужевым, Н. Радиным, Е. Шатровой. Бывших "коршевцев" в те времена называли "образцом старой реалистической школы, обогащенной методом Станиславского и опытом мхатовских артистов".

Афиша театра имени М. Горького того времени предлагала зрителям спектакли по пьесам Горького, Мольера, Гоголя, Шекспира, Корнейчука, Погодина. В. В. Кумельский не только ставил, но и играл в спектаклях главные роли.

Спектакли "Егор Булычев и другие" и "Ревизор" можно считать высшим достижением Русского театра довоенных лет. Именно тогда был заложен фундамент, на котором впоследствии вырастали выдающиеся актеры и режиссеры, принесшие славу театру.

С 1936 по 1938 год театром руководил А. Донатти, а с 1939 Русский театр возглавил Д. Орлов, продолживший творческие искания труппы, блестящий педагог, воспитавший не одно поколение выдающихся белорусских мастеров сцены.

В годы войны деятельность театра была прервана. Однако, когда в 1944 году она возобновилась под руководством главного режиссера народного артиста БССР Д. Орлова, труппе не пришлось начинать с нуля. Театр развивал традиции реалистического искусства, обогащая образную лексику постановочной речи, вводя в партитуру спектаклей настоящую условность и ассоциативность.

С 1947 года театр прочно обосновался в Минске, а его афиши стала подписывать Вера Павловна Редлих, сумевшая привнести в труппу высокую сценическую культуру российских провинциальных театров.

С 1948 по 1952 год театр возглавлял С. Владычанский. Вслед за ним главным режиссером в театр пришел Василий Федоров, поставивший "Короля Лира" (1953), "Порт-Артур" (1954). Об этих постановках спорили, ими восхищались, их и поныне изучают театроведы и критики. "Короля Лира" признали соотечественники Шекспира. Актерское мастерство и глубокое проникновение в образ исполнителя заглавной роли А. Кистова сравнивалось с исполнением этой роли великим английским трагиком Дональдом Вольфитом.

Нельзя не упомянуть спектакли, поставленные в Русском театре в 50-е и 60-е годы, которым была свойственна высочайшая культура трактовки и мастерство актерской игры. Это "Мещане" М. Горького (1956), "Каменное гнездо" Х. Вуолийоки (1956), "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского (1957), "Дали неоглядные" Н. Вирты, "Главная ставка" К. Губаревича (1957), "Васса Железнова" М. Горького (1958), "Власть тьмы" Л. Толстого (1960), "Океан" А. Штейна (1961), "Поднятая целина" М. Шолохова, "Двое на качелях" У. Гибсона (1963), "Дети солнца" М. Горького (1965), "Маскарад" М. Лермонтова (1966), "Мария Стюарт" Ф. Шиллера (1969).

Безусловным достижением театра стала трагедия "Антоний и Клеопатра", поставленная В. П. Редлих в 1964 году, с А. И. Климовой и Р. И. Янковским в главных ролях.

Трудно переоценить вклад в развитие Русского театра его режиссеров этого периода: заслуженного артиста БССР М. Спивака, заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Добротина, Ф. Шейна, заслуженного деятеля искусств БССР В. Маланкина.

С 1974 года театр возглавляет Борис Луценко. Событием театральной жизни страны стал поставленный им спектакль "Макбет" по пьесе Шекспира. Более пятнадцати лет в репертуаре театра значилась эта легендарная постановка, которая познала большой успех на Шекспировском фестивале в ФРГ и восторженный прием московской публики во время гастролей театра в Москве. Успех "Макбета", в котором блестяще играли народные артисты СССР Александра Климова и Ростислав Янковский, а также "Трехгрошовой оперы" по Бертольду Брехту поддержал спектакль по пьесе Имре Мадача "Трагедия человека", который в 1979 году был приглашен на фестиваль венгерской драматургии и из ста претендентов стал первым, а актриса Светлана Кузьмина получила главный приз за лучшее исполнение женской роли. Ярким событием в жизни театра стала постановка польским режиссером Кшиштофом Ясинским спектакля Станислава Виткевича "Безумец и монахиня". Это произведение великого польского драматурга впервые в СССР увидело свет рампы именно на сцене Русского театра. На фестивале в Кракове исполнители главных ролей Александр Ткаченок и Анна Маланкина получили высшие оценки жюри и зрителей.

В период 1973-1981 гг. Б. Луценко создает такие блестящие спектакли, как "Последняя инстанция" Н. Матуковского (1974), "Василий Теркин" А. Твардовского (1975), "Возвращение в Хатынь" (1977), "Последние" М. Горького (в соавторстве с В. Маланкиным). С театром сотрудничают режиссеры В. Шейн, Ю. Любимов, Ю. Мироненко, А. Кац, М. Ковальчик, Д. Диджиокас. На сцене блистают Р. Янковский, А. Климова, К. Шишкин, А. Обухович, Ю. Сидоров, О. Клебанович, Ю. Ступаков, Б. Масумян, В. Бондаренко, Э. Горячий, С. Кузьмина, О. Шах-Парон, А. Л. Ткаченок, В. Шелестов, А. Кашкер, Л. Былинская, Е. Лоентьев, Е. Пастревич и другие.

В 1991 году свет увидела постановка Б. И. Луценко "Простачки нежданных островов" по пьесе Бернарда Шоу, а вслед за ней и спектакль "Христос и Антихрист" по произведению Дмитрия Мережковского "Царевич Алексей", который получил награды на нескольких фестивалях разного уровня. Настоящим бестселлером стал спектакль "Перпетуум мобиле, или Вечер еврейского анекдота" Б. И. Луценко, на который билеты разбирались в первый день продажи, а постановка "Братья Моор" по Ф. Шиллеру стала единственным приглашенным из всех стран СНГ на престижный фестиваль в немецкий город Мангейм спектаклем.

В апреле 1994 года за высокие достижения в области сценического искусства Государственному драматическому театру им. Горького было присвоено почетное звание "Академический". Думается, что импульс признания заслуг труппы позволил коллективу театра порадовать зрителей целой обоймой великолепных разножанровых постановок: "Свободный брак" Дарио Фо и Франка Рамэ (спектакль десятый сезон проходит при полных аншлагах), "Пьеретта" по Шницлеру и Блоку (постановка вызвала бурный восторг столичной молодежи), "Благослови нас, Господи" и "Исход" - мистерии по библейским мотивам (первая попытка создания Духовного Театра), "Баловни судьбы" Елены Поповой (приз Международного фестиваля в Бонне), "Букеев и компания" по пьесе Максима Горького (приз фестиваля "Маладзечанская Сакав?ца"), "Раскиданное гнездо" Янки Купалы и "В сумерках" Алексея Дударева (единственная на современной сцене дилогия, в которой первый спектакль идет на белорусском языке, а второй - на русском). Оба спектакля удостоены призов на российских, белорусских и международных фестивалях), "Волки и овцы" Александра Островского в постановке Аркадия Каца (главный приз Международного фестиваля "Белая вежа"), "Трагическая повесть о Гамлете, принце Датском" Вильяма Шекспира, "Деметриус" по неоконченной пьесе Фридриха Шиллера (на фестивале в Веймаре, наградой которого является само участие, - пресса, организаторы и зрители восторженно восприняли спектакль театра из Беларуси. В апреле 2000 года эта постановка на театральном празднике "Балтийский дом" была воспринята ведущими критиками из Москвы, Таллинна и Петербурга как новое слово в сценическом искусстве и открытие неизвестного Шиллера.

В конце 1998 года театр второй раз за свою историю гастролировал в Москве. Гастроли не остались незамеченными, о чем говорили полные залы, благосклонность элитной московской критики практически ко всем работам, передачи на канале "Культура" и многочисленные публикации в прессе с положительными отзывами о высоком уровне режиссуры, актерского мастерства и сценической культуры театра из Беларуси.

В 1999 году театру присвоено почетное наименование Национальный академический драматический театр имени М. Горького.

Театр им. М. Горького сегодня - это коллектив, в котором на первом месте стоит творчество и стремление стать подлинно народным театром, где каждый сможет найти поддержку, сочувствие, понимание, получить заряд бодрости, радости, оптимизма и в то же время задуматься о смысле Бытия, о том, кто мы на этой земле, зачем пришли на нее...


Афиша театра включает в себя произведения классиков мировой драматургии (Вильям Шекспир, Фридрих Шиллер, Дарио Фо, Поль Клодель, Герхард Гауптман), русской (Александр Островский, Максим Горький, Александр Пушкин), белорусской (Янка Купала), современных авторов (Алексей Дударев, Елена Попова).

В настоящее время театр осуществляет работы по вводу в эксплуатацию еще одной сцены - "Театр под куполами", на которой будут ставиться спектакли, обращенные к самым сокровенным мыслям и чувствам зрителей, пробуждая в них желание проявлять в нашей непростой жизни свои лучшие человеческие качества.

Спектакль "Извещение Марии", зазывающий зрителя звоном колоколов, словно предупреждает нас словами из эпиграфа к известному роману Хемингуэя: "Не спрашивай, по ком звонит колокол... Он звонит по тебе".

Герои пьесы - Анн Веркор, его жена Елизавета, старшая дочь Виолена, ее сестра Мара, Жак Ури, Пьер де Краон - бесконечно разные, благодаря чему зритель не переживает всю отпущенную ему палитру чувств, а живет вместе с героями на сцене, осознавая, что каждый из их поступков - от самых благочестивых до самых низких, от долгого пути к Создателю до предательского убийства у края пропасти, - мог быть совершен кем-то из живущих в наше время.

Мало кто сможет любить так, чтобы пожертвовать своей жизнью и судьбой, и много бед и несчастий ждут героев спектакля "Извещение Марии" на пути к парадоксальной, но единственно верной на Земле истине: "Что стоит мир в сравнении с жизнью? И что стоит жизнь, если ее не отдать". Отдать, приняв всю скорбь мира: и боль Жанны Д'Арк, сгоревшей на костре, и боль разгромленной и униженной Родины, и боль всех христиан Земли за Веру, расчлененную надвое.

ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ (1868-1955), французский поэт, драматург и дипломат. Родился 6 августа 1868 в Вильнёве. Как дипломат представлял Францию во многих странах, в том числе в Китае, Японии, США. Некоторые его сочинения, например, "Познание Востока" (1900-1907), передают впечатления от дипломатических странствий, большинство же других - апологетика католицизма. Клодель разработал новую манеру письма, библейскую по духу и следующую, как утверждал он сам, естественному ритму человеческого сердца и дыхания. Среди шедевров его лирики "Пять больших од" (1910) и "Кантата для трех голосов" (1931).

Поль Клодель принадлежит к очень немногим художникам нашего столетия, которые последовательно и недвусмысленно строили свою творческую судьбу как род религиозного служения. У Клоделя не было ни биографических, ни идейных размолвок с Римской церковью; его позиция была определена сразу же после обращения, пережитого им на Рождественской мессе в парижском соборе Нотр-Дам 25 декабря 1886 года. Всему, в чем я был уверен, пришел конец, - так описал он этот день 56 лет спустя. Его долгий и драматичный путь проходил внутри этого пространства, а не у входа в него.

Художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького, заслуженный деятель искусств, народный артист Беларуси, академик Международной академии театра Борис Иванович Луценко родился 16 сентября 1937 года в городе Майкопе Краснодарского края.

С 1991 года художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького. Борис Иванович Луценко, - один из ведущих и известных режиссеров Беларуси, - поставил на сценах страны и за рубежом более ста спектаклей.

Золотым периодом Русского театра в Минске называют годы, когда Б. И. Луценко один за другим создал три шедевра, ставших классикой белорусского театрального искусства. "Макбет" В. Шекспира был признан одной из лучших постановок этой пьесы в мире и получил гран-при на фестивале в Штуттгарте, "Трагедия человека" И. Мадача на Фестивале венгерской драматургии получила гран-при, и театр был приглашен на гастроли в Будапешт. Работа Бориса Луценко над спектаклем "Ревизор" Н. В. Гоголя (1980г.) в Берлинском драматическом театре имени М. Горького даже в те времена была высоко оценена не только восточной, но и западной критикой.

Сезон 2003/2004 года принес театру имени М. Горького ряд уникальных спектаклей, поставленных Б. И. Луценко: это спектакль "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана, главную роль в котором играет народный артист СССР Р. И. Янковский, рок-опера А. Еренькова "Анджело" и другие", поставленная по произведениям А. С. Пушкина, и спектакль, который стал настоящей сенсацией театрального сезона, - "Извещение Марии" П. Клоделя. Эта драматическая мистерия, премьера которой состоялась 15 декабря 2003 года направлена на объединение двух конфессий - православной и католической. На премьере (случай, не имеющий аналогов) присутствовали Патриарший Экзарх Беларуси и Папский Нунций.


http://www.russkoekino.ru/chronic/teatr2/theatre0002.shtml