Пушкин А. - Медный всадник - (поэма), (исп.: Дмитрий Журавлёв), (1)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия».

«Медный всадник» - Поэма, (год написания: 1833)

В основе сюжета поэмы лежат события связанные с наводнением в Санкт-Петербурге в 1824 году. Главный герой переживает сильные физические и психические потрясения, окончившиеся для него трагически. «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом.»
___________________

Дмитрий Николаевич Журавлёв (11 (24) октября 1900г., с. Алексеевка, Змиевской уезд, Харьковская губ. - 01.07.1991г., г. Москва) - советский российский актёр, артист эстрады, мастер художественного слова (чтец), режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии II степени (1949).

Иллюстрации:
Д,Журавлёв

P. S.:

Осенью 1833 года Пушкин вторично побывал в Болдино. И вновь болдинская осень была удивительно плодотворной. За шесть недель, проведенных в имении, Пушкин написал две сказки, «Историю Пугачёва», множество лирических стихотворений и одно из величайших своих созданий «Медный всадник». Поэма писалась легко. Она была готова за три недели. (Поэт начал ее девятого октября, а 31 была дописана последняя строка.) Но лёгкость эта была обманчивой... Ведь замысел своей поэмы Пушкин вынашивал много лет. Его давно привлекала титаническая фигура Петра. Знакомясь с историей его царствования, Пушкин восторженно записывает в своем дневнике: «Пётр Великий один - целая всемирная история». Форма поэмы отливалась медленно... Пожалуй, прошло, более пяти лет с того времени (это было осенью 1828 года), когда Пушкин впервые подумал о фальконетовском «медном всаднике». Мысль о создании поэмы была навеяна беседами с Адамом Мицкевичем в часы их прогулок по Петербургу. Пётр ! Россия ! Петербург ! Эти мысли наполняли гордостью сердце поэта, рождали грандиозные замыслы. Тема близости Петра и России - одна из главнейших в поэме. Она находит своё наиболее полное выражение во «Вступлении». Перед нами Пётр - основатель Петербурга, зодчий, творец... Пожалуй, только в «Медном всаднике» с такой невиданной силой обнаружились любовь поэта к великому городу, его восторг «Петра твореньем». По форме и мыслям, вложенным в поэму «Медный всадник», это - одно из наиболее совершенных и глубоких философских произведений Пушкина. История тесно переплетается в нём с современностью, реалистическое изображение конкретных явлений и лиц - с историческими философскими размышлениями... Вся поэма строится на противопоставлении главных героев: Петра и одного из многих тысяч жителей Петербурга - мелкого дворянина Евгения. Её кульминационным моментом является столкновение этих героев, олицетворяющих собой два различных мировоззрения. Исход их борьбы заранее предрешён всем ходом исторических событий. Носителем великих сил, несомненно является герой поэмы Пушкина - Пётр. Пушкин закрывает глаза на жестокие методы, которыми Пётр вводил Новое, не забывает о «железной узде», которой Пётр «Россию поднял на дыбы». Но в «Медном всаднике» для поэта главное - другое. Пушкина волнует творческая энергия Петра, его гениальные устремления, его грандиозные планы... Поэтому наибольшее внимание он уделяет его созидательной деятельности. Для Пушкина «кумир на бронзовом коне» - носитель высшей государственной мудрости, деятель невиданного масштаба, человек, творящий для будущего, для потомков. «Эта поэма, - писал о пушкинском «Медном всаднике» Белинский - апофеоза Петра Великого, самая смелая, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя».
Народный артист РСФСР Дмитрий Николаевич Журавлёв - один из крупнейших мастеров художественною слова. Репертуар Журавлёва был обширен; он включал в себя произведения русской и зарубежной классики, а также стихи и прозу советских и зарубежных писателей и поэтов. Дмитрий Николаевич Журавлёв - артист большой культуры, редкого сценического обаяния. Его исполнительской манере присущи яркая эмоциональность, философская углубленность, умение проникать в самую сущность авторского замысла, придавать исполняемому произведению глубоко современное звучание. «Медный всадник» Александра Пушкина - одна из наиболее интересных и значительных работ в репертуаре чтеца.