Погорельский А - Черная курица (Ю.Яковлев, М.Корабельникова, Л.Дуров, С. Самодур, реж. Н.Киселёва)

 
_______

Радиопостановка, запись ?
_______


Действующие лица и исполнители

От автора — Ю. Яковлев
Алеша — M. Корабельннкова
Поет Т. Шатилова
Чернушка — А. Щукин
Учитель — Л. Дуров
Король — С. Самодур

Камерный ансамбль под управлением А, Корнеева
Звукорежиссер Р. Смирнова
Редакторы: М. Ашкиназер, И. Якушенко
Художник В. Дударев
Инсценировка М. Краковской по сказке Антония Погорельского
Режиссер Н. Киселева
_______


Текст обратной стороны конверта пластинки

«Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалалеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?»
Это письмо послано А.С. Пушкиным из Михайловского в марте 1825 года, когда в очередной книге петербургского журнала «Новости литературы» и за подписью «Антоний Погорельскнй» была опубликована довольно необычная повесть «Лафертовская Маковница», сразу заставившая говорить о молодом авторе. Собственно, автор по возрасту был не так уж я молод, известен был в Петербурге главным образом как занимавший высокое положение в тогдашнем обществе чиновник «со связями», из знатного дворянского рода, возвысившегося в конце XVIII столетия.
Однако Погорельский - это литературный псевдоним. Писатель значительное время провел в своём имении — сельце Погорельцах из Черниговщины. Там он и написал свою лучшую повесть — ту, которой так восхищался Пушкин.
Даже сейчас, по прошествии полутора с лишним веков, «Лафертовская Маковница» читается с тем же удовольствием и увлечением, которые заставили тогдашнее общество, публику и критиков заговорить о новом писателе. Фантастическая, полная озорства и лукавого юмора, эта вроде бы шутливая проба пера, и сегодняшнего читателя привлекает своей загадочностью, покоряет чистой прелестно легкого, почти воздушного литературного стиля. А написана «Маковница», как и другие сочинения Погорельского, настоящим, без вычурности, русским языком, что, надо сказать, в те времена встречалось в литературе не так уж часто.
Последняя фраза в пушкинском письме раскрывает нам настоя¬щую фамилию писателя. Да, Антоний Погорельский, автор знаме¬нитой детской сказки «Черная курица, или Подземные жители», которая наверняка проживет еще не одну сотню лет, — на самом деле Алексей Алексеевич Перовский (1787 — 1836), При его жизни да я долго еще после его смерти эта фамилия была широко известна я царской России. Ее носили потомки знатного вельможи екатерининского времени графа Разумовского и сами занимавшие крупные посты в правительстве и администрации. Алексей Перовский также сменил несколько таких крупных должностей.
Но для нас чиновник Перовский не представляет интереса. Мы знаем писателя Антония Погорельского, современника и друга Пушкина, участника Отечественной войны 1812 года, автора замечательной сказки «про курицу Чернушку», которую так полюбил десятилетний мальчик Алеша и которую вот уже второе столетие вслед за Алешей любят дети и в нашей стране, и я других частях света.
А между тем, если бы спросить самого Погорельского, какое место в его творчестве занимает эта детская сказка, он бы наверняка усмехнулся и сказал бы, что сочинил ее просто так, между делом, чтобы развлечь своего маленького племянника. Так оно на самом деле и было. Воспитанию своего племянника Алеши — будущего знаменитого поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого — писатель отдавал много времени и творческих сил, переписывался с ним, брал его с собой в заграничные путешествия и даже вместе с ним побывал у великого немецкого поэта Гете.
Сам Перовский в юности отличался необыкновенными способ¬ностями к наукам, литературе и языкам. Он за два года прошел университетский курс и стал доктором философии и словесности в двадцать лет. Для защиты докторской степени надо было согласно уставу прочесть три пробные лекции, чтобы доказать своё право на преподавание. Алексей Перовский их прочёл - на трёх языках. Его лекции по естественным наукам, которыми он увлекался, были затем даже изданы отдельной книгой!
И вот в начале 1829 года выходит в свет маленькая детская книжечка. Разве мог думать тогда её автор, что написанная в духе шутливого наставления «волшебная повесть для детей» станет со временем одной из самых знаменитых сказок, а его литературный псевдоним останется в истории именно благодаря «Черной курице»?!
Однако случилось именно так. Давно забыты генералы и чиновники Перовские, маленький сборник «взрослых» сочинений Антония Погорельского читают, в основном, историки литературы. А «Черная курица» живёт второе столетие. И всё это написано так ярко, так живо и трогательно, что нам совсем не важно, когда происходили события сказки.
Алексей Алексеевич Перовский был человеком замечательно живым воображением и чудесным чувством юмора. О его шутках и розыгрышах в свое время ходили легенды. Однако, когда речь заходила о серьезных вещах, не было человека умнее и значительнее. Вот и сейчас, слушая такую, казалось бы, простую историю о чудесах, происходивших с маленьким Алёшей, мы не раз задумаемся и не раз зададим себе вопрос «почему». И, прежде всего — почему нам кажется совершенно правдивой, совершенно жизненной эта история, полная сказочного вымысла? Конечно, потому, что она сочинена талантливым человеком. Но только ля поэтому? А не потому ли еще — и это самое главное, что речь в ней идет об очень для всех людей важном в жизни?
И что это — самое в жизни важное? Разве оно заключается в умении вовремя «поймать удачу», воспользоваться каким-то исключительно для тебя одного полезным обстоятельством, как это случилось в сказке с маленьким Алешей? В том то и дело, что, когда мальчику представилась возможность что-нибудь захотеть, и его желание тут же бы исполнилось, он как следует не успел подумать и пожелал того же, чего захотел бы на его месте, пожалуй, каждый: без труда и забот, ничего не делав самому, прослыть самым на свете умным и талантливым.
Но разве так бывает — пусть даже и в сказке? И к чему это может привести? Вспомни-ка любую народную сказку. Каких только чудес не происходит в них! Каких только великих подвигов не совершают любимые сказочные герои, каких только не строят дворцов по их приказу невидимые слуги, каких только они загадок не разгадывают. Но во всех этих чудесах обязательно есть их собственный труд, их заслуга, их смекалка и ум. А вот Алеша получил свое волшебное конопляное зернышко, в сущности, даром; за одно маленькое доброе дело. Зато как он стал им пользоваться, этим чудесным даром благодарности! Как быстро он превратился в лентяя, хвастуна и задаваку! И как легко, ни минуты не задумавшись, «просто так», чтобы избежать наказания, малыш предал целый подземный народец и своего друга — министра…
Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о волшебных, делах, о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самих себе, о том, какие мы, кто мы. Не те, кем самим себе кажемся, и не те, какими хотели бы себя видеть, а кто мы такие на самом деле, достойны ли мы считаться настоящими людьми.
А ведь именно об этом заставляют нас задуматься лучшие про¬изведения литературы, сочиненные целым народом или умными тонко чувствующими и глубоко мыслящими писателями. И сказка Антония Погорельского — из числа этих произведений. Недаром великий русский писатель
Л. Н. Толстой так любил и так высоко ценил сказку о маленьком Алеше и Черной курице. Он ставил эту волшебную повесть для детей рядом с былинами, народными сказками и пушкинскими стихами по силе воздействия, по мудрости, в ней заключенной.

М. Бабаева
_______


Подготовлено Подкастом Старого Радио