Паницкий Иван - Концерт (радиотрансляция, объявл. диктора, Глинка Жаворонок, 60-е)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
_______

Имя Ивана Яковлевича Паницкого (ударение на втором слоге) — выдающегося исполнителя на баяне, солиста Саратовской филармонии — известно каждому музыканту, всем любителям русских народных музыкальных •инструментов.

И. Я. Паницкий является талантливым музыкантом-исполнителем, активным пропагандистом замечательного русского народного музыкального инструмента — баяна.

Своим мастерством И. Я. Паницкий раскрыл изумительные возможности баяна, его прекрасные тембровые качества. Творческая деятельность И. Я. Паницкого во многом способствовала тому, что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся со многими другими концертными инструментами.

И. Я. Паницкий является создателем замечательного художественного репертуара для баяна. Его переложения и обработки народных песен, произведений советских композиторов, русских и зарубежных классиков представляют большую ценность для любителей и профессионалов-баянистов.

Иван Яковлевич Паницкий родился в 1906 году в большой, Задавленной нуждой семье батрака-пастуха, в городе Балакове, Саратовской губернии, расположенном на берегу Волги. В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы ребенок потерял зрение. Музыкальное дарование у Ивана Яковлевича стало проявляться с раннего детства. Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, к гудкам паровозов, к напеву русских народных песен, танцевальным наигрышам, он стал воспроизводить их на семиклавишной невской гармошке. Вскоре этот инструмент перестал удовлетворять ребенка. В четырехлетнем возрасте мальчик стал понимать и воспроизводить аккордовые созвучия. Ему была куплена восьми-клавишная гармоника с добавочными четырьмя полутонами. На ней маленький музыкант имел возможность разучивать более сложные произведения, в которые входили хроматические последовательности: вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжурии», марш «Победоносец» и другие. Через некоторое время отец, заинтересовавшись музыкальными способностями своего сына, приобрел для него хроматическую гармонику, имеющую диапазон в 4 1/2 октавы. В репертуаре гармониста появились «Мазурка» Ве-нявского, «Полонез» Огинского и другие музыкальные произведения, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов, а также с граммофонных пластинок.

В 1911 году, пятилетним ребенком, Ваня Паницкий впервые выступил в концерте в своем родном городе Балакове.

Вот что рассказывает об этом первом своем концертном выступлении сам Паницкий:

«Однажды мой брат рассказал учителю школы Аркадию Ивановичу Майорову, что я играю на гармошке. Тот попросил брата привести меня к нему. Учителю понравилась моя игра. Аркадий Иванович решил познакомить меня с учителями и ученицами двухгодичной женской школы, в которой сам работал преподавав телем. • •

Я играл в школе русские .песни «Ноченька», «Во саду ли, в огороде», вальсы «В минуту грусти», «Зимняя сказка», «На солках Маньчжурии», «Осенние мечты», польки «Стрекоза», «Славянка», танцы «Венгерка», «Чардаш». Мне много аплодировали. Преподаватели собрали деньги, купили мне подарки, угощали различными сладостями. Одним из подарков был камертон. От этих двух стальных палочек я дознал звук «ля». В школе я впервые услышал оперную музыку. Хор исполнил несколько отрывков из опер. Особенно понравилась мне ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Это первое прослушивание музыки в сольном и хоровом исполнении осталось в моей памяти на всю жизнь».

После выступления в женской школе, в том же 1911 году, был организован и проведен в местном кинотеатре. первый открытый платный концерт Паницкого. Ваня Паницкий играл на хроматической двухрядной гармошке. В качестве аккомпаниатора с ним выступил гармонист Александр Иванович Миронов.

Концерт имел большой успех у общественности города Бала-кова. Вскоре состоялись еще два платных концерта, которые прошли с таким же успехом, как и первый.

Серьезно заниматься музыкой Паницкому не пришлось. Тиски нужды все сильнее и сильнее сжимали семью отца, и с шестилетнего возраста юный музыкант стал работать по найму: играл в ресторанах и трактирах местных предпринимателей.
По десять — двенадцать часов в день мальчик вместе со своим старшим братом играл в прокуренных залах ресторанов. Часто приходилось играть в составе трио гармонистов. Третьим был учитель Вани — слепой гармонист Ф. Е. Хаяров.

15 апреля 1951 года в газете «Советское искусство» появилась статья Ю. Бружеса «Выдающиеся исполнители».

«...Глубоко волнует игра слепого баяниста И. Паницкого. Лишенная каких бы то ни было внешних эффектов, она оставляет незабываемое впечатление. При исполнении каждого произведения он находит новые необычные, но всегда убедительные краски. Часто он играет ритмически очень свободно (русские народные песни «Ой да ты, калинушка», «Полосынька», обработка «Жаворонка» М. И. Глинки), стремясь подчеркнуть этим 'выразительность мелодии. Обработку песни «Во саду ли, в огороде» он, напротив, исполнил ритмически четко и собранно. Глубокое чувство вложил Паницкий в обработку песни Блантера «В лесу прифронтовом», выразительный образ создал в «Славянском танце» Дворжака, а играя «Полет шмеля» Римского-Корсакова, показал вир-. туозную технику. Ряд произведений И. Паницкий исполнял в собственных обработках. Радуют высокая художественность этих обработок и мастерство исполнения, где широко используются возможности инструмента...»

Высокое исполнительское мастерство И. Я. Паницкого подтверждает еще один интересный факт из его биографии. 20 января 1952 года в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром, написанный советским композитором Н. Я. Чайкиным. Паницкий вновь раскрыл перед слушателями концертный баян как инструмент, обладающий исключительными виртуозными, техническими и художественными возможностями. Он извлек из своего баяна звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок. Баян превосходно сочетался с большим симфоническим оркестром. Его задушевные звуки слились воедино с общим многокрасочным звучанием оркестра.

В последующие годы И. Паницкий не раз исполнял этот концерт в Саратове и в других городах.

В январе 1957 года общественность Саратова широко отметила 50-летие со дня рождения Ивана Яковлевича Паницкого и 35-летие его творческой исполнительской деятельности. В многочисленных приветственных адресах, письмах, телеграммах и подарках, поступивших в адрес юбиляра, была выражена большая любовь и горячая признательность широких кругов слушателей.

«...Мы очень высоко ценим Ваше передовое, человечное, подлинно народное искусство. Как у каждого большого художника, оно глубоко и многогранно. Его истоки — вся великая музыкальная культура русского народа от простых, но проникновенно прекрасных русских народных песен до шедевров Глинки и Чайковского. И все это огромное духовное богатство Вы, дорогой Иван Яковлевич, щедрой рукой высокоталантливого артиста отдаете всем нам — Вашим благодарным слушателям, многочисленным ценителям и поклонникам Вашего замечательного мастерства...»,— писали в своем адресе сотрудники одного учреждения.

Командование войск Приволжского военного округа в своем приветствии выразило сердечную благодарность за большую культурно-шефскую работу, которую вел Иван Яковлевич Паниц-кий в воинских частях.

«...Военнослужащие Приволжского военного округа горячо ценят Ваш большой талант советского артиста, благодарят Вас за участие в военно-шефской работе по культурному обслуживанию личного состава частей и училищ Приволжского военного округа. Вы своим трудом снискали любовь и уважение среди солдат, сержантов и курсантов военных училищ Приволжского военного округа, оказывая этим самым большую помощь в воспитании воинов— защитников нашей социалистической Родины. Желаем Вам здоровья, долгих лет счастливой жизни и творческих успехов».

Президиум Верховного Совета РСФСР высоко оценил труды замечательного музыканта Ивана Яковлевича Паницкого, присвоив ему за выдающиеся заслуги в области исполнительской и общественной музыкальной деятельности почетное звание заслуженного артиста РСФСР.

Иван Яковлевич Паницкий и его супруга Прасковья Ивановна всегда сердечно принимают многочисленных местных и приезжающих издалека любителей игры на баяне, уделяют им много времени и внимания. Иван Яковлевич знакомит их со своей музыкой, делится нотным материалом.

Композитор Исаак Осипович Дунаевский, посетивший Ивана Яковлевича и прослушавший в его исполнении несколько обработок народных и других музыкальных произведений, выразил свое восхищение следующими словами:

«Скажу без преувеличения, я готов слушать без конца Вашу поэтическую игру. После встречи с Вами баян для меня стал открытием».

Жизнь и творчество Ивана Яковлевича Паницкого —слепого музыканта, прошедшего путь от забитого нуждой, полуголодного мальчика, игравшего в трактире на гармошке, до исполнителя высокого класса, солиста филармонии, заслуженного артиста республики,— яркий пример заботы Коммунистической партии и Советского правительства о всемерном развитии народных талантов, о приобщении к высотам искусства самых широких народных масс.

А. Лачинов (Написано в 1960-е)

http://bayanac.narod.ru/2/paniz.htm
________