Фрагменты спектаклей МХАТ СССР им. М. Горького с участием Клавдии Еланской -
- (1) - "Воскресение" (автор: Л. Толстой).
Действующие лица и исполнители:
Катя Маслова - Клавдия Н. Еланская;
Дмитрий Нехлюдов, князь - Владимир Л. Ершов;
- и др.
- (2) - "Хозяйка гостиницы" (автор: К. Гольдони).
Действующие лица и исполнители:
Мирандолина - Клавдия Н. Еланская;
Кавалер ди Риппафрата - Борис Н. Ливанов.
Клавдия Николаевна Еланская (11 [23] сентября 1898г., Енотаевск, Астраханская губ. - 25 сентября 1972г., г. Москва) - советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1948). Лауреат Сталинской премии I степени (1952). Член ВКП(б) (1951). Родилась в семье железнодорожного служащего. После гимназии, в 1918 году Клавдия Еланская поступила учиться на медицинское отделение Московских высших женских курсов (с этого же года - Второй Московский государственный университет), параллельно занималась в студии «Молодые мастера». В 1920 году, уйдя с 3-го курса университета, поступила во 2-ю студию МХТ и начала принимать участие в спектаклях МХАТа. В 1924 году была принята в труппу МХАТ.
Иллюстрации:
К.Еланская
P. S.:
Клавдия Николаевна Еланская прожила в искусстве долгую, счастливую жизнь. Ей была дана радость неспешного, но безошибочного выбора профессии (Еланская вначале училась на медицинском факультете и лишь затем поступила во 2-ю студию Московского Художественного театра), счастье вдумчивой и самоуглубленной работы в театре, постоянного общение с лучшими его мастерами. Однажды Вл. И. Немирович-Данченко сказал о Еланской, что, будь она на частной сцене, слава ее засверкала бы ещё с большей силой. Но вместо головокружительной вознесённости успехом ее ожидало другое: в Художественном театре необыкновенно ценилось понятие ансамбля, творческой сообщности; нигде не было так развито интеллигентное чувство уважения к своим товарищам по искусству, к их художественному опыту. Еланская стала, как и другие прославленные актеры этого театра, в подлинном значении этого слова актрисой ансамбля - творческого ряда, набрав не исключительную, а общую со своим театром судьбу. В созвездии прославленных мастеров Художественного театра звезда Еланской сияла ровным и долгим светом. Все выдвигало ее в первые ряды: несомненный, недюжинный талант, прекрасное, благородной лепки лицо, голос редкой силы и трепетности. Она была и остается непревзойденной Катюшей Масловой, незабываемой Катериной из «Грозы» и Ольгой из «Трёх сестёр», Анной Карениной, которую не затмила другая замечательная исполнительница этой роли - А. К. Тарасова. Пожалуй, «затмить», заглушить Еланскую вообще было невозможно, потому что слишком далека была она сама от мелкого актерского соперничества, потому что слишком своеобразна и индивидуальна была её актёрская личность. Это своеобразие дает о себе знать и сейчас спустя много лет. Новое время диктует нам и новые законы восприятия. Сегодня, слушал магнитофонные записи, как бы изымая Еланскую из ее творческого окружения, мы, как драгоценный камень, рассматриваем её в неповторимой игре отдельных граней. Такое приближенное и пристальное рассматривание для актрисы оказалось не только не опасным, наоборот, оно дает нам представление о реальной ценности ее дарования, заставляет нас бросить особый взгляд в прошлое, на искусство Художественного театра. Есть нечто азартное в постоянной проверке и переоценке ценностей. С превосходством потомка взираешь на прошлое, пытаясь уличить его в омертвелости, и иной раз, действительно, наталкиваешься на одни пыльные музейные экспонаты. Не так обстоит дело в данном случае. Всматриваясь в искусство Еланской, находишь здесь свое, кровное, то, чему не стать уцененным. Прошлое ? Да. Но какое живое и высоко поучительное!
Составитель пластинки В. Я. Виленкин неслучайно выбрал для нас именно отрывки из «Воскресения», «Грозы», «Хозяйки гостиницы». Сохранились и другие записи, но именно в этих с наибольшей полнотой запечатлелось актерское искусство Еланской. Перед нами отрывки из спектаклей, где она предстает в живом общении с партнерами, в статическом действии. Мы не видим это действие, но чувствуем его дыхание, ощущаем театральные подмостки. Это ощущение совершенно необходимо для восприятия творчества Еланской. Ведь именно о ней Немирович-Данченко написал; «У нее есть очень редкое в настоящее время качество; самая настоящая, стихийная любовь к театру, к представлениям, к выходу на сцену, и гипнотизированию себя в каком-то театральном радостном образе. Ома радуется тому, что она актриса, что она на сцене, загримированная, что на неё смотрит тысяча человек, радуется так, как радовались в старину, неудержимо, без литературы, анализа и «идеологии». Радуется, что чувствует, что красива, что слово её летит благодаря хорошей дикции, что переживания свои она успела полюбить, и т.д.. Повторяю, это теперь очень редкое качество, оно дает непосредственность и самое главное, что только может быть в театре, - радость, радость, радость. Главнее идеи, проповеди и даже психологии. Радость, какую испытывает сама и какою заражает». Пожалуй, первое, о чем думаешь, слушая Еланскую, это именно о ее радостной принадлежности стихии театра. Думаешь о редкостном явлении актрисы в полном, чуть забытом смысле этого слова. Здесь и удивление, и странное волнение, которое охватывает от самого звука ее голоса, от одной какой-нибудь интонации. Здесь и мгновенность узнавания, и вера в правду артистического дарования. Здесь магия театра, которую подчас трудно объяснить, но которую почувствуют все, кто любит это искусство. «Магия» Еланской в абсолютной непогрешимой точности её сценического бытия. Она доподлинно существует в разных психологических состояниях, легко переходя от жанрового, характерного к драматическому и трагедийному. Поразителен голос Еланской, с его «золотым» - звонким и одновременно мягко приглушенным - тембром. Этот голос способен с легкостью взметнуться куда-то в самый верхний, трагедийный и тоскующий регистр или уйти в завораживающую темную глубину. Тогда Еланская-Катерина почти пропоет. «Ах, куда мне деться...» - а потом будет неистово умолять уважающего Тихона взять с нее самую страшную клятву в верности и уже выкликать их слова этой клятвы. А глухой, хрипловатый голос Катюши во время суда, её простонародная скороговорка и полупьяное косноязычие в тюрьме вдруг взорвутся интонациями подлинно трагическими, - и произнесет она, в ответ на просьбы Нехлюдова простить его, коротко и страшно: «К чему ?». А потом будет с гневной, сокрушающей силой кричать ему в лицо «Противен ты мне !..» Актёрское мастерство Еланской поистине совершенно. Ей присущ тот дар перевоплощения, который стирает границы между актером и исполняемой им ролью. Кажется, что Майская знает и чувствует в своих героинях всё - от первой до последней интонации, до мельчайшего душевного движения. В Катерине Еланская подробно и достоверно приписывает каждую отдельную черту характера. Её героиня впитывает в себя дух Островского и дух самой его эпохи. В то же время Еланская живет в роли единым песенным накалом чувства; подробный жизненный характер она очерчивает тонким поэтическим контуром.
Еланская органично существует и в характере Мирандолины, хотя комедия не была самой сильной стороной ее творчества, однако и здесь, во фрагменте из «Хозяйки гостиницы» мы найдем драгоценные сценические нюансы. Актриса точно отгадывает простонародное лукавство своей героини, женскую непобедимость и неиссякаемое жизнелюбие. До конца проникает Еланская в характер Катюши Масловой. Слушая голос, невольно вспоминаешь одну из её фотографий в этой роли: серый арестантский халат, платочек, из-под которого выбиваются непослушные пряди волос, голова, закинутая гордо, горестно и как-то невинно. Еланская даёт в своей Катюше живое сочетание двух красок - тёмной и светлой. Её героиня - поруганная и невинная, униженная и гневная. Бывшая барская воспитанница, мещанка, падшая женщина, которой цена «красненькая», арестантка «Михална». Она все равно остается той самой Катюшей, с которой у Толстого связано неизменное ощущение полноты и радости жизни. И ещё: Еланская даёт нам почувствовать в своей героине удивительную силу духа, идущую от её причастности к народной правде, перед которой меркнут все, даже самые искренние самобичевания Нехлюдова. Говоря о мастерстве Еланской, хочется напомнить одно обстоятельство: в самом Художественном театре это слово употребляли с большой осторожностью. Часто оно звучало как синоним блистательного, но всё же мёртвого ремесла. Такому мастерству противопоставлялась способность актера к сценическому творению, к рождению на сцене образа живого человека, который сохранял бы индивидуальные человеческие черты исполнителя и черты роли. Вот таким живым человеком на сцене была Еланская. Для искусства Еланской, как и для искусства Художественного театра в целом, свойственно особое отношение к натуре: быту, вещи, человеческому характеру. Глубоко проникая в натуру и как бы «присваивая» её себе, Еланская возвращает ее нам с облагороженной, одухотворенной правдой свободного творчества. Сценические героини Еланской, сохраняя верность натуре, хранят повышенный градус поэзии. Еланская - актриса драматического, даже трагедийного нерва. Это трагедийность, которой, может быть, чужд размах античных страстей, но в высшей степени присуще начало подлинно русское, национальное: простота и реальность изображения, трагический пафос без позы, особая нравственная красота. В. Я. Виленкин в своём вступительном слове говорит о «высокой одухотворенности» и «внутреннем трепетном драматизме», присущих Еланской. Ее дарование и вправду обладает особой одухотворенностью и благородной душевностью. Это некая константа всех сценических характеров, созданных актрисой. - С. Васильева -