Исаковский М - Настасья (чит. А.Яблочкина )1937

 
Исаковский М. В.
«Настасья»

Стихотворение Михаила Васильевича Исаковского «Настасья» читает народная артистка СССР Александра Яблочкина.
Запись 1937 года.

Стихотворение о тяжкой женской доле до революции и о том, как всё изменилось при Сталине.
http://bookplay.ru/isakovskij-nastasya/

Сила поэзии Исаковского в близости к жизни. Поэт пишет всегда по глубокой душевной потребности. Поэтому и политические темы выражены в его стихах лирически, взволнованно. По выражению А. Твардовского, Исаковский «…нашел для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чем идет речь в произведении». По своей форме и языку поэзия Исаковского отличается ясностью, народностью. Ей чужды сложные метафоры и сравнения, изощренные ритмы и размеры. Исаковский умело использует богатства русского языка, его способность передать любые оттенки чувств и мыслей. Многие строчки стихов и песен Исаковского стали обиходными выражениями.
Отличительная черта поэзии Исаковского — ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Творчество Исаковского развивает плодотворные традиции русской классики. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой. Исаковский использует особенности фольклора, его традиционные размеры, символику, приемы психологического параллелизма, композиционные повторы и др. Подобно народным песням, песни Исаковского сюжетны. Исаковский дважды удостоен Сталинской премии: в 1943 — за тексты песен: «Шел со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» и др., в 1949 — за сборник «Стихи и песни».
Умер 23 июля 1973.

http://er3ed.qrz.ru/isakovsky.htm#biography

Александра Александровна Яблочкина [3(15).11.1866 - 20.3.1964] - российская драматическая актриса. Народная артистка СССР (1937). Сценическим искусством занималась с Г. Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Яблочкиным. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте (Петя - "Испорченная жизнь" Чернышёва, Тифлис). Подготовив под руководством отца роли Катарины ("Укрощение строптивой" Шекспира) и Наташи ("Своя семья, или Замужняя невеста" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Яблочкина исполнила их в 1885 году в Тифлисском театре русской драмы. В 1886-1888 годах - актриса московского Театра Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 году дебютировала в Малом театре (в роли Софьи); работала в этом театре до конца жизни. Выступала вместе с великими мастерами русской сцены - Марией Николаевной Ермоловой, Александром Павловичем Ленским, Александром Ивановичем Южиным, 0льгой 0сиповной Садовской, искусство которых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции реалистической школы, Яблочкина постоянно следовала им в своём искусстве. "Необычайно красивая, изящная, простая..., она поразила меня, - писал Качалов, - своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сборник статей, воспоминаний, писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключительное внимание к чистоте русской речи, строгая этическая требовательность к себе и окружающим отличали Яблочкину как художника и человека. Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Первоначально играла роли молодых девушек и женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Яблрочкина обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений, безукоризненно носила сценический костюм.
http://www.c-cafe.ru/days/bio/4/042.php