Евгений Евтушенко
СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ
По разграбленным селам
Шла орда на рысях
Приторочившись к седлам
рысакосый ясак
Как под темной водою
Молодая ветла
Русь была под ордою
Русь почти не была
Но однажды
Как будто все колчаны без стрел
Удалившийся в юрту
Хан Батый захмурел.
От бараньего сала
От ласняшихся жен
Что-то в нем угасало
Это чувствовал он.
И со взглядом потухшим
Он сидел одинок
На сафьянных подушках
Сжавшись, будто хорек
Хан сопел исступленно,
Скукотою томясь.
И бродяжку с торбенкой
Ввел угодник - толмачь.
В горсть набравши урюка
Колыхнув животом.
Кто такой ?-хан угрюмо
Ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул: - Божья матерь,
То Батый, то князья,
Дел игрушечных мастер
Ванька Сидоров я.
Из холстин дыроватых
С той торбенки своей
Стал вынать деревянных
Медведей и курей
И в руках баловался
Потешатель сердец
С шебутной балалайкой
Скоморох - дергунец
Но в игрушки вникая
Умудренный как змий
На матрешек вниманья
Обратил хан Батый
И с тоской первобытной
Хан подумал в тот миг
Скольких здесь перебил он
А постичь не постиг
В мужичках скоморошных,
Простоватых на вид,
Как матрешка в матрешке
Тайна в тайне сидит.
Озираясь трусливо
Буркнул хан толмачу
- Все игрушки тоскливы,
Посмешнее хочу.
Хан добавил икнувши:
- Перстень дам и коня,
Но чтоб эта игрушка,
Просветлила меня.
Думал Ванька про волю
Про судьбу про свою
И кивнул головою:
- Сочиню, просветлю.
Шмыгал носом он грустно,
Но явился в свой срок.
- Сочинил я игрушку,
Ванькой-встанькой нарек.
На кошме некичливо,
Стал простетский, не злой.
Но дразняще качливый
Мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем
И ладонью помог
Ванька-встанька попался,
Ванька-встанька прилег.
Хан свой палец одернул
Но силен хоть и мал
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогов
И знобея от страха
Заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
Но держась за бока
Ванька-встанька вдруг
вынырнул из под носка
Хана страхом шатало
И велел он скорей
От Руси, от шайтана
Повернуть всех коней
И теперь уж отмаясь,
Положенный вповал
Ванька Сидоров – мастер
У дороги лежал.
Он лежал, отсыпался
Руки белые врозь
Василек между пальцев
Натрудившихся рос.
А в пылище прогорклой
Так же мал да удал
С головенкою гордой
Ванька-встанька стоял
Из под стольких кибиток
Из под стольких копыт
Он вставал не убитый,
только временно сбит.
Опустились туманы
На лугах заливных
И ушли басурманы
Будто не было их.
Ну а Ванька остался
Как остался народ
И душа Ваньки-встаньки
В каждом русском живет
Мы народ Ванек-встанек
Нас не бог уберег
Нас давили, топтали
Столько разных сапог
Они знали: Мы Ваньки
Нас хотели покласть,
Но о том что мы Встаньки,
Забывали, платясь.
Мы народ Ванек-встанек
Мы встаем, так в серьез
Мы от бед не устанем
Не поляжем от слез
И смеется не вмятый
Не затоптанный в грязь
Мужичок хитроватый
Чуть по-ка-чи-ва-ясь.
чит. В.Андреев
Евтушенко Евгений Александрович.
Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г.; начал публиковаться в 1949 г.; был членом редколлегии журнала "Юность" (1962—1969); член Союза писателей СССР, автор поэм "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Под кожей статуи свободы", "Фуку", "Мама и нейтронная бомба", романа "Ягодные места" и многих других прозаических и поэтических произведений.
Евтушенко писал, что в молодости он был "продуктом сталинской эпохи, мешаным-перемешанным существом, в котором уживались и революционная романтика, и звериный инстинкт выживания, и преданность поэзии, и легкомысленное ее предательство на каждом шагу". С конца 50-х его популярности способствовали многочисленные выступления, иногда по 300—400 раз в год. В 1963 г. Евтушенко опубликовал в западногерманском журнале "Штерн" и во французском еженедельнике "Экспресс" свою "Преждевременную автобиографию". В ней он рассказал о существовавшем антисемитизме, о "наследниках" Сталина, писал о литературной бюрократии, о необходимости открыть границы, о праве художника на разнообразие стилей вне жестких рамок соцреализма. Публикация за границей такого произведения и отдельные его положения были подвергнуты резкой критике на IV пленуме Правления Союза писателей СССР в марте 1963 г. Евтушенко выступил с покаянной речью, в которой говорил, что в автобиографии ему хотелось показать, что идеология коммунизма была, есть и будет основой всей его жизни. В дальнейшем Евтушенко часто шел на компромиссы. Многие читатели стали скептически относиться к его творчеству, получившему, во многом, публицистическую, конъюнктурную направленность. С началом перестройки, которую Евтушенко горячо поддержал, активизировалась его общественная деятельность; он много выступал в печати и на различных собраниях; внутри Союза писателей усилилось противостояние между ним и группой писателей "почвенников" во главе со С. Куняевым и Ю. Бондаревым. Он считает, что экономическое процветание общества должно гармонично сочетаться с духовным.
http://dic.academic.ru