Байдуков Георгий. Чкалов Игорь. Москва-Северный полюс-США. Год 1937 - (Зап.: 23.06.1979г.)

 
Георгий Филиппович Байдуков (13 [26] мая 1907г., разъезд Тарышта, Каинский уезд, Томская губ. (ныне - Татарский р-н, Новосибирская обл.) - 28 декабря 1994г., г. Москва) - советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-х—1970-х годах, генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936), Полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» (1987), Лауреат Государственной премии СССР (1970), кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР и 1 орден РФ), писатель. Родился в семье железнодорожника. Член ВКП(б) (1936). В возрасте 9-ти лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1924-1925 гг. учился в Омском техническом железнодорожном училище (профшколе) на машиниста. В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, а в 1928 году - Первую военную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим лётчиком и старшим лётчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа. С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС - лётчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 года - старший инструктор-лётчик. С июня 1933 года - командир корабля авиабригады при НИИ ВВС. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. В период с 5 августа по 17 августа 1934 года участвовал в показательном перелёте звена бомбардировщиков ТБ-3 из СССР во Францию. С ноября 1934 года продолжил обучение на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелёта и приступил к тренировкам, прекратив учёбу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке беспосадочного трансарктического перелёта Москва - Северный полюс - Сан-Франциско на самолёте АНТ-25, прерванного над Баренцевым морем из-за технических неполадок маслопровода. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25. В период с 20 июля по 22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир - В.П. Чкалов, штурман - А.В. Беляков) участвовал в беспосадочном перелёте из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд в устье Амура протяжённостью 9374 км (полётное время 56 ч. 20 мин). 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000 км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч. 18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25, с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым, совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Ванкувер, штат Вашингтон, США протяжённостью 8504 км. С ноября 1937 года - лётчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. С ноября 1941 года - в действующей армии: сначала заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт); в феврале - марте 1942 - командир 31-й смешанной авиационной дивизии, с марта 1942 - командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 - командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 - 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 - 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. С января 1944 - командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.
__________________________

Игорь Валерьевич Чкалов (01.01.1928г., г. Ленинград - 2006г., г. Москва) - военный инженер, полковник, сын Валерия Чкалова. В 13 лет, когда началась Великая Отечественная война, детство кончилось. Игорь стал трактористом, работая в тылу наравне со взрослыми. Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." стала его первой наградой. В 1955 году Игорь Чкалов с отличием окончил Военно-воздушную академию им. Жуковского. Более 40-ка лет служил в городе Кубинка (Московская обл.) военным инженером. В 1997 году, Игорь Чкалов стал Почётным гражданином Чкаловского района Нижегородской области - на родине отца, где сам трудился в годы Великой Отечественной войны. В 2002 году Игорь Валерьевич был избран Почётным гражданином США.

Иллюстрации:
Г.Байдуков
И.Чкалов