- (1) - «Серенада на осле» (музыка - Р. Фримль, слова - Б. Форрест), (исп.: Георгий Абрамов)
- (2) - «Прощай, любовь»
Эдди Ро́знер (Адольф Рознер (нем.: Adolf Rosner); в Польше Ади Рознер (польск.: Adi Rosner); в СССР Адо́льф Игна́тьевич Ро́знер (белор.: Адольф Ігна́цьевіч Ро́знер)) (26.05.1910г., г. Берлин - 08.08.1976г., г. Западный Берлин) - джазовый трубач, скрипач, дирижёр, композитор и аранжировщик, живший и работавший в Германии (1910-1933 гг. и 1973-1976 гг.), Польше (1934-1939 гг.) и СССР (1939-1972 гг.). Заслуженный артист Белорусской ССР (1944). Один из наиболее популярных джазовых артистов в СССР. Автор джазовых композиций, а также танго, вальсов, песен (на слова Юрия Цейтлина, Михаила Пляцковского, Владимира Масса и Михаила Червинского, Евгения Долматовского, Владимира Харитонова, Леонида Куксо, Григория Поженяна, Б. Дворного, и др.) и джазовых аранжировок. Эдди (Адольф) Рознер, один из музыкантов, выступавший в 1930-х годах под псевдонимами «Али», «Джек» и «Эдди» в оркестрах джазовой направленности Марека Вебера и Стефана Вайнтрауба с приходом к власти Гитлера решает покинуть Германию и перебраться в Польшу. К этому времени, Эдди Рознер считался, наряду с голландцем Луи де Фризом, лучшим джазовым трубачом в Европе. В Польше Рознер сумел преодолеть царивший тогда повсеместно постный стиль танго-оркестров и создаёт образцы великолепного свингового джаза, запечатленные фирмой «Коламбиа» во время гастролей оркестра Рознера в Париже в 1938 году. Однако, «1» сентября 1939 года начинается Вторая Мировая война, и Рознер с группой музыкантов вынужден бежать на территорию Западной Белоруссии, которая только что отошла к СССР. Это было в районе местечка Зарембо-Кошельни. Советские пограничные власти приняли музыкантов охотно, и узнав, что они артисты, отправили их в Белосток. Собрав музыкантов-беженцев, Рознер организует белостокский джаз, вскоре ставший Госджазом Белорусской ССР. Последовали гастроли по Белоруссии, а затем и в Ленинграде. Успех концертов Госджаза Белорусской ССР был ошеломляющим. Первый состав оркестра Рознера просуществовал недолго. В конце 1941 года большая часть музыкантов присоединяется к польской армии генерала Владислава Андерса, и Рознеру пришлось реорганизовывать коллектив, в частности, пополняя его новыми исполнителями из уже не существовавших к тому времени оркестров Хенрика Голда и Хенрика Варса. Джаз-оркестр Эдди Рознера записывался в СССР на грампластинки. Среди шлягеров, записанных джаз-оркестром в 1945-1946 гг., такие композиции, как «Караван», «Ковбойская», «Мандолина, гитара и бас», «Парень-паренёк», вокальные партии в которых исполняли певцы джаз-оркестра Эдди Рознера. В дальнейшем, коллектив Эдди Рознера записывал грампластинки в содружестве с Георгием Виноградовым и с Георгием Абрамовым, т.к. художественный совет не устраивал польский акцент солистов оркестра. В результате этих творческих контактов родились такие полюбившиеся советскими слушателями композиции, как «Зачем», «Тайный остров», «На полянке», «Это не сон», «Серенада на осле», «В лодке». Инструментальные композиции, по большей части принадлежащие перу Юрия Бельзацкого и Эдди Рознера, отличает великолепный свинг и выдающийся талант Рознера как солиста-трубача. Всё шло прекрасно до «18» августа 1946 года, когда газета «Известия» опубликовала статью Е. Грошевой «Пошлость на эстраде». После публикации в газете «Известия» Рознер принимает решение вернуться в Польшу. Однако делать это ему пришлось нелегально, и «28» ноября 1946 года он был задержан Львовским управлением НКГБ. Рознер попал в тюрьму, получив срок 10-ть лет, где работал в лагерном оркестре. Он провёл в заключении до «22» мая 1954 года. После выхода из заключения Рознер вновь организовал оркестр, из прежнего состава которого остался лишь вокалист Павел Гофман и скрипач Луи Маркович. На советском экране появляется комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», озвученная музыкантами оркестра Рознера. В 1960-е годы Рознер пытался создать оркестр с джазовым репертуаром, но в те годы он играл уже не так блестяще как прежде, да и сказались личные и творческие неурядицы. В 1960-е годы была записана единственная пластинка с участием польской вокалистки Катажины Боверы. В 1972 году Рознер эмигрировал в Западный Берлин.
Иллюстрации:
Э.Рознер