Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по страницам документальной повести Гавриила Старостина и Юрия Фёдорова - «С кем Вы, капитан ?».
«С кем Вы, капитан ?» - Повесть, 1985 г. / Опубликована в книжной серии - «Океан» (Выпуск 11) Литературно-художественного морского сборника в 4-х томах 1972-1987 ; Изд-во: Детская литература / Литературно-художественный сборник «Океан». Это книги о героических морских традициях, о замечательных подвигах русских, советских моряков, о боевой и трудовой славе советского флота.
1940 год. В одном из портов Англии находится эстонское судно «Каяк». Капитан Калласте получает радиограмму о вступлении Эстонии в СССР. Судно по ранее запланированному маршруту уходит в порт Буэнос-Айрес, а по приходу в этот аргентинский порт выясняются проблемы с финансированием корабля, нет денег расплачиваться с членами экипажа и несколько её членов покидают судно. Через некоторое время одна из полученных радиограмм сообщает о переходе судна в аренду Совфрахта. Капитан Калласте оказывается в непростой ситуации, судебное разбирательство, угрозы о расправе, покушение...
Юрий Иванович Фёдоров (28.07.1931г., г. Томск - 23.01.2012г., г. Москва) - советский историк и российский писатель, прозаик, автор исторических романов. Член Союза писателей СССР (1983). Фёдоров родился в семье военнослужащего. В 1954 году закончил исторический факультет МГУ им. М.Ломоносова. В 1957-1977 гг. работал в АПН заведующим отделом экономики, заместителем главного редактора, главным редактором. Публиковался с 1956 года. Академик РАЕН, основатель издательства «Русское слово». Автор ряда произведений среди которых - «Там, за холмом - победа» (1970), «Ключ к «Цитадели»» (1976), «Погибли в бою» (1980), «Сто шагов на брата» (1982), и др..
Гавриил Антонович Старостин (03.04.1919г., дер. Коршуновка, Усть-Тарский р-н, Новосибирская обл. - 1983г.) - капитан 3-го ранга. Ветеран Великой Отечественной войны. Служил на пароходе «Степан Разин» в составе Дальневосточного морского пароходства. Пароход «Степан Разин» (тип «Либерти» построен в Портленде (США) в 1943 году под именем «Cass Gilbert», полное водоизмещение: 14245 тонн, грузовместимость (gross tonnage): 8403 тонн). Пароход был передан Советскому Союзу в рамках Ленд-Лиза и «24» апреля 1943 года был принят в состав Дальневосточного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны «Степан Разин» ходил в составе тихоокеанских конвоев. Осенью 1943 года пароход участвовал в учениях Тихоокеанского флота, в ходе которых проверялась эффективность разработанных ЦАГИ малообъемных аэростатов заграждения (МАЗ). Гавриил Старостин был награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. Дважды в сборнике «Океан» публиковались произведения Старостина написанные им в соавторстве с Анатолием Землянским (Выпуск 2, 1974) и с Юрием Фёдоровым (Выпуск 11, 1985).
________________________
Действующие лица и исполнители:
От автора - Константин Ф. Захаров;
Юри Калласте, капитан парохода «Каяк» - Николай Н. Волков;
Игнасте, старший помощник капитана парохода «Каяк» - Геннадий М. Коротков;
Карл Пиик, старший матрос парохода «Каяк» - Герман И. Юшко;
Кизи, офицер судна - Алексей Н. Инжеватов;
Андрексон, офицер судна - Геннадий Я. Крынкин;
Кутман, эстонский консул в Аргентине - Григорий М. Лямпе;
вице-префект порта Буэнос-Айрес - Роман М. Вильдан;
адвокат Кутмана - Аркадий М. Песелев;
адвокат Калласте - Виктор Н. Лакирев;
судья - Павел Н. Цитринель.
Редактор - Нелли Филиппова.
Режиссёр (радио) - Мария Попова.
Звукорежиссёр - Ирина Мальчикова.
Иллюстрации:
Ю.Фёдоров
Г.Старостин
P. S.:
«21» июля 1940 года в Эстонии была официально провозглашена Советская власть с образованием Эстонской ССР. На следующий день была принята Декларация о вступлении в СССР. «28» июля 1940 года правительство Эстонской республики утвердило списки судов и предприятий, подлежащих национализации. Бывшие судовладельцы оказывали упорное сопротивление. Они старались перевести суда под иностранный флаг. Борьба за возвращение национализированных судов молодой Республике была нелёгкой, требовала мужества и отваги. Примером может служить подвиг капитана парохода «Каяк» Юри Калласте (1890-1975) и старшего помощника капитана того же парохода А. Игнасте. В августе 1940 года в порту Буэнос-Айрес ошвартовался эстонский пароход «Каяк». Судовладелец с помощью местных властей Аргентины начал его «осаду". Верные своему патриотическому долгу члены экипажа во главе с капитаном решили не отдавать судно. Ни шантаж, ни угрозы не сломили волю моряков. Длительное и трудное единоборство завершилось тем, что в конце 1941 года удалось привести судно в порт Владивосток. Подвиг парохода «Каяк» был высоко оценён Правительством СССР. Капитан Юри Калласте был награждён орденом Ленина, старший помощник капитана А. Игнасте - орденом Трудового Красного Знамени. Высоких наград были удостоены и другие члены экипажа «Каяк». Во время Великой Отечественной войны «Каяк» плавал на Дальнем Востоке, а капитан Юри Калласте стал первым моряком Эстонской ССР, который был награждён орденом Ленина в 1945 году.