Радиокомпозиция спектакля Дзержинского драматического театра им. XXX-летия Ленинского Комсомола (ныне - Дзержинский театр драмы) по повести советского писателя Бориса Полевого - "Повесть о настоящем человеке" в постановке Филиппа Лещенко. Премьера спектакля состоялась на сцене театра 22 февраля 1954 года.
Повесть о настоящем человеке - Повесть, 1946 год. / Впервые - Журнал «Октябрь», 1946, №№ 7-11.
Идёт Великая Отечественная Война. Советский лётчик Мересьев, самолёт которого был сбит при выполнении боевого задания, выбросился с парашютом из горящей машины и спасся, но оказался в глубоком тылу немецких войск. Пробираясь в течении 18 суток в суровых условиях русской зимы к линии фронта лётчик серьёзно обморозил ноги, началась гангрена. Лётчик в муках добирается до своих, приговор лечащих врачей неумолим - спасти стопы ног не представляется возможным, их ампутируют. Для лётчика-истребителя, который не может жить без неба, ампутация стоп это более чем конец карьеры - теряется весь смысл дальнейшей жизни для молодого и полного сил человека. Лётчик не сдаётся, его сила воли и упорство, помноженные на веру в итоге дают результат - он возвращается в авиацию полноценным боевым офицером... Прототипом главного героя «Повести о настоящем человеке» стал Герой Советского Союза Алексей Петрович МАресьев. Автор назвал своего главного героя Алексей МЕресьев, изменив в фамилии одну букву.
Алексей Петрович Маресьев (7 (20) мая 1916г., г. Камышин, Саратовская губ. - 18 мая 2001г., г. Москва) - советский военный лётчик-истребитель. Герой Советского Союза (1943). Полковник (1978). Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ступни, но несмотря на это, он вернулся на фронт. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три - до ранения и семь - после. Автор повести изменил изменил у главного героя в фамилии одну букву.
Борис Николаевич Полевой (наст. фамилия - Кампов) (4 (17) марта 1908г., г. Москва - 12 июля 1981г., г. Москва) - русский советский прозаик и киносценарист, журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат двух Сталинских премий II степени (1947, 1949) и Международной премии Мира (1959). Кавалер трёх орденов Ленина (1962, 1967, 1974).
__________________
Действующие лица и исполнители:
Алексей Мересьев - Теодор И. Лондон;
Андрей Дегтяренко - А. М. Савиков;
Командир полка - Б. П. Таршис;
Комиссар - Валентин П. Мачкасов;
Василий Васильевич - Лев А. Станиславов;
Клавдия Михайловна - Н. И. Скобелева;
Степан Иванович, старый солдат - А. Д. Богданов;
Кукушкин - А. Д. Вакурин;
Гвоздев, танкист - В. И. Чарковский;
Стручков - Владимир А. Белянкин;
девушка - Л. И. Чарковская;
Леночка - В. Ф. Ляпунова;
дед Михайла - Я. Г. Хомутов;
Варя - Евдокия Д. Белянкина;
Василиса - М. М. Богданова;
Федька - М. Л. Горская;
санитарка - В. Д. Васильева;
Зуев - Л. И. Васягин;
Аня - Г. В. Рубайлова;
Зиночка - И. А. Канакова;
Бурназян - К. Х. Ряхимов;
Наумов - Филипп А. Лещенко;
Мировольский - М. С. Летарёв;
Начальник штаба - Г. Л. Дмитриев;
врач - Я. Г. Хомутов;
диктор (пояснительный текст) - Сергей А. Богомолов.
Сценарий - Теодор И. Лондон.
Режиссёр-постановщик (театр) - Филипп А. Лещенко.
Художник-постановщик (театр) - А. М. Мазанов.
Музыка - П. Г. Беренков.
Звучит песня (Мужайся, товарищ, не трусь никогда, отважному сердцу беда не беда...).
Иллюстрации:
А.МАресьев (фото №№ 1, 2)
Б.Полевой
В.Мачкасов (в роли комиссара), Т.Лондон (в роли Мересьева)
Ф.Лещенко (1950-е гг.)
P. S.:
Автор сценария спектакля "Настоящий человек" Теодор Исаакович Лондон родился 16 июня 1914 года, а в 1924 году семья перебралась на жительство в Нижний Новгород. Подростком он учился в ФЗО и там увлекся театром, постановкой на сцене «живых газет». В 1933-м Теодор поступил актером в Театр рабочей молодежи (ТРаМ) при Нижегородском автозаводе, затем - в Горьковский передвижной драматический театр им. Чкалова. Он был создан на базе молодёжных агитколлективов автозавода и активно сотрудничал со столичным театром им. Евг. Вахтангова. Оттуда охотно командировали в Горький своих режиссёров и актеров для постановок пьес. Возглавлял передвижной театр директор Н.А. Егоров, художественным руководителем был В.З. Маас, а режиссером стал вахтанговец Павел Г. Антокольский. Наставниками творческой молодёжи выступали выдающиеся актёры Борис Щукин, Борис Захава и И. Толчанов. Живой, ищущий новых форм коллектив постоянно передвигался, забираясь в самые отдаленные уголки области. Расставляли свои декорации на сцене деревенского клуба, а то и прямо в поле под открытым небом, и представление начиналось. Они подружились с первого знакомства: маститый режиссёр столичного театра, известный поэт, драматург Павел Антокольский и никому неизвестный, начинающий актер Теодор Лондон. В живой творческой атмосфере театра им. Чкалова и раскрылся актерский талант Лондона, здесь он впервые пробовал себя в драматургии. С началом Великой Отечественной войны театр автозаводцев стал фронтовым: вел культурно-художественное «обслуживание» частей и гарнизонов Московской зоны обороны. Для концертных выступлений актеры Т.И. Лондон и Н.Г. Куличенко написали сценарий большого представления - фронтовое обозрение «Николай и Ермолай», которое зрители принимали на «ура». Театр показывал спектакли: «На дне», «Павел Греков», «Адмирал Нахимов», «20 лет спустя», «Жди меня», «Давным-давно» и др.. Накануне Дня Победы труппу в полном составе пригласили работать в Томск. Там родился новый театр. Он открылся 30 апреля 1945 года спектаклем «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. В первом же сезоне давали пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта», Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Много лет спустя П. Антокольский посвятил Теодору Лондону свое стихотворение, вспоминая блестяще сыгранную Теодором роль Ромео. Молодой актер, пробуя силы в режиссуре, поставил в Томске и спектакль по пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро», сыграв в нем главную роль. В 1950-м году Теодор И. Лондон вернулся в Горький и, немного поработав на сцене ТЮЗа Горьковского автозавода, в 1951 году был принят в труппу Дзержинского театра. Теодор Исаакович на одном дыхании написал свою инсценировку по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Он не раз предлагал ее Н.А. Покровскому, В.Л. Витальеву - тогда главным режиссерам Горьковского театра драмы и ТЮЗа. А однажды во время гастролей столичного театра им. Ленинского комсомола в г. Горьком Лондон добился встречи с художественным руководством театра - народной артисткой СССР С.В. Гиацинтовой, народной артисткой РСФСР С.Г. Бирман. В гостинице он читал им свой сценарий. Но все усилия оказались напрасными: по ходу действия большая часть спектакля проходила в палате госпиталя. Актеры, изображая раненых, вынуждены играть лежа на больничной койке. «Сцена этого не потерпит», - отрезала Бирман, выслушав чтение до конца. Спустя время Лондон познакомил со своей инсценировкой режиссёра дзержинского театра Филиппа Лещенко. «Я прочитал сценарий, и он меня по-настоящему увлек, - рассказывал позже Филипп Алексеевич. - Частенько бессонными ночами размышлял, как поставить пьесу, делал свои замечания. После горячих споров Лондон соглашался с моими поправками, и вскоре мы приняли обоюдное решение: «Спектаклю - быть !». К тому времени многие маститые драматурги пытались инсценировать повесть о подвиге летчика Алексея Маресьева - и все неудачно. Зритель хорошо помнил художественный фильм «Повесть о настоящем человеке», который с большим успехом шел на экранах страны с 1948 года. Поэтому желание инсценировать повесть провинциальным театром вызывало обоснованное недоверие и у самого автора - писателя Бориса Полевого. Драматург и режиссер вложили немало душевных сил, чтобы инсценировка обрела наконец достойное сценическое воплощение. Автор пьес отправился в Москву на прием к заведующему сектором отдела культуры при ЦК ВКП(б) П.А. Тарасову. Только после разговора с ним сценарий утвердили, пьесу разрешили к постановке. На этом борьба за спектакль не закончилась. Лондон видел себя в главной роли героического летчика Алексея Маресьева, но в 1956 году в стране еще не исчезли антисемитские настроения, поэтому местные чиновники осторожничали с утверждением на эту роль Лондона. Снова тревоги, волнения, бессонные ночи. Вместе с директором дзержинского театра Г.А. Модестовым ломали голову, как обойти запрет. Уже полным ходом шли репетиции, по эскизам театрального художника А.М. Мазанова изготовили костюмы и декорации, музыкальный руководитель театра П.Г. Беренков написал к спектаклю музыку. Пробы на роль легендарного летчика молодых актеров театра Г.А. Дмитриева и В.А. Белянкина не принесли удачи. Хоть плачь - роль у них не складывалась ! Лещенко не отступал, продолжал обивать пороги кабинетов местных и областных партийных чиновников, добиваясь разрешения назначить на главную роль Теодора Лондона. В конце концов ему это удалось. Теодор Лондон и Филипп Лещенко понимали: всю ответственность за результат они взяли на себя, и в случае провала спектакля могли потерять все. Филипп Алексеевич вспоминал: «Были готовы отдельные сцены, но для актёров и для меня все ещё оставалось неясным, как показать перелом в жизни сценического героя Мересьева, когда он, поборов отчаяние, начинает верить в то, что сможет вернуться в строй. И неожиданно решение этой сцены подсказал старый мастер одного из дзержинских заводов Федор Алексеевич Резников. Большой любитель театра, он часто бывал у нас на репетициях. Видя, что у актеров не получается эпизод, он подошел к Лондону и ободряюще сказал: «Во всяком деле бывает заминка, но сдаваться нельзя. Раз пошел в атаку, с полдороги не поворачивай назад. Ну а если невмоготу, затяни песню - помогает. Я это по Гражданской войне знаю». Резников запел. Постановщики решили использовать песню, подсказанную старым рабочим. Теодор Лондон дописал несколько куплетов, подобрали музыку. И сразу в эпизоде все стало на свои места: слова песни, которую подхватил герой пьесы, помогли ему обрести веру в себя, а затем вернуться в строй. Генеральную репетицию провели в присутствии зрителей: пригласили солдат из местной воинской части, друзей театра. Из Горького прибыла приёмочная комиссия - волновались невероятно. К всеобщей радости, все получилось ! 22 февраля 1954 года состоялась премьера спектакля. Ещё никогда не было так трудно попасть в театр всем желающим. Спектакль получился на редкость ярким, целостным и воспринимался зрителями на едином дыхании. О спектакле дзержинцев заговорили в театральных кругах, о нем восторженно писали критики. В 1954 году коллектив театра пригласили в Москву сыграть этот спектакль на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. И снова небывалый успех. На московской премьере побывал писатель Борис Полевой, оставил восхищенный отклик. Л.М. Каганович, занимавший высокий пост в правительстве, после спектакля прошёл к актерам за кулисы и сказал им: «Молодцы, растяпинцы ! Утерли нос столичным артистам». Инсценировка спектакля была записана на Всесоюзном радио. Вскоре режиссёру-постановщику Ф.А. Лещенко, исполнителям главных ролей Т.И. Лондону, В.П. Мачкасову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». Спектакль гремел на всю страну. Лишь спустя некоторое время после триумфа в Москве премьера спектакля "Настоящий человек" состоялась в г. Горьком.
- Станислав Шальнов, краевед -