Из интервью Болгарскому национальному телевидению.
_______________________
Владимир Семёнович Высоцкий (25.01.1938г., г. Москва - 25.07.1980г., г. Москва) - советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР. Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов.
Ведущий - Любомир Коларов.
Режиссёр съёмок (ТВ) - Н. Минков.
Режиссёр (ТВ) - В. Ганчева.
Иллюстрации:
Л.Коларов и В.Высоцкий
В.Высоцкий
P. S.:
Изо всех зарубежных поездок Владимира Высоцкого его визит в Болгарию, состоявшийся в сентябре 1975 года, описан, пожалуй, лучше всего. Информация о пребывании Высоцкого в Болгарии, принадлежат перу болгарских исследователей - Любена Георгиева и Анатолия Петрова. Авторы рассказали читателям немало интересного, обнаружили факты ранее неизвестные... В Болгарию Высоцкий приехал в составе труппы Театра на Таганке. К описываемому моменту «Таганка» существовала уже 11-ть лет, спектакли театра заслужили хвалебные рецензии корреспондентов ведущих газет мира. В 1975 году театр одержал маленькую победу над советскими чиновниками от искусства - театру разрешили гастроли в Болгарии. (Как мы помним, советского человека к загранице подпускали не сразу. Сперва надо было съездить в Болгарию, потом - в Венгрию, затем - в Югославию. Тот, кто оправдывал доверие, мог рассчитывать на поездку на «загнивающий» Запад). Именно в такой последовательности и проходили гастроли Театра на Таганке в 1975-1977 гг. Первоначально было запланировано, что гастроли займут 12-ть дней. Однако болгарское министерство культуры, понимая, что гастроли «Таганки» вызовут колоссальный интерес, попросили продлить их. Зная порядок, обратились не к главному режиссёру театра, а прямо в ЦК КПСС. Сейчас в это трудно поверить, но вопрос о продлении гастролей на шесть дней решался на самом высоком уровне. Временный поверенный в делах Болгарии в СССР встретился с заместителем заведующего отделом культуры ЦК КПСС специально для того, чтобы изложить просьбу болгарского министерства культуры. Советский чиновник никакого решения не принял (вероятно, ранг имел недостаточный), но обещал «в ближайшие дни сообщить о возможности удовлетворения просьбы». В «ближайшие дни» ответа не последовало (такие вещи в то время с налёта не решались). Лишь через пять недель болгарскую сторону проинформировали, что «вопрос о продлении на 6 дней срока гастролей... согласован министром культуры СССР тов. Демичевым П.Н. с секретарём ЦК КПСС тов. Катушевым К.Ф.». Дополнительную информацию сообщил известный болгарский журналист Л.Коларов, работавший московским корреспондентом болгарского телевидения и радио, в беседе с С.Ковачевым - любителем творчества Высоцкого из Софии. «Коларов сказал, что в 1971 году у нас на высшем партийном уровне было принято решение об усилении культурных связей с другими соцстранами», - писал мне С.Ковачёв. - Коларов работал в Москве и постепенно подружился с актёрами Театра на Таганке, особенно с Иваном Бортником, а также главным режиссёром театра Юрием Любимовым. Однажды в Москву приехала Людмила Живкова, дочь тогдашнего руководителя Болгарии Тодора Живкова, начавшая в то время работать в болгарском комитете по культурным связям с зарубежными странами. По рекомендации своего мужа Ивана Славкова, тогдашнего руководителя болгарского телевидения, она позвонила Коларову и попросила того показать ей Москву. У себя дома он познакомил её с Любимовым. Живкова предложила пригласить «Таганку» в Болгарию, на что Любимов ответил: «Имейте в виду, что мы - театр невыездной». Тем не менее, в конце концов (четыре года понадобилось !), гастроли состоялись. В Болгарию «Таганка» привезла четыре спектакля, из которых Высоцкий участвовал в трёх - «Гамлете", «Десяти днях, которые потрясли мир» и «Добром человеке из Сезуана» (четвёртым был спектакль «А зори здесь тихие»). Все спектакли, - а «Таганка» с 6 по 23 сентября дала пятнадцать представлений, - прошли с огромным успехом. И всё же самым популярным спектаклем был «Гамлет», а самым популярным актёром - Владимир Высоцкий. Об исполнении Высоцким роли Гамлета болгарская пресса писала задолго до прибытия театра на гастроли. Эти публикации сыграли роль несколько неожиданную: несмотря на то, что Высоцкий уже был известен в Болгарии как поэт и исполнитель своих песен, в сознании многих он оказался прежде всего исполнителем роли Гамлета. Видимо, именно этим объясняется тот факт, что первый вопрос корреспондентки болгарского телевидения был не о песнях, а о Гамлете. Высоцкий был к этому не готов («Вы меня как-то «Гамлетом» оглушили», - признался он позднее во время передачи), но на вопрос ответил интересно, в немногих словах рассказав своё понимание этой роли: «Гамлет, которого я играю, он у меня не думает, быть ему или не быть. Потому что - быть; он знает, что хорошо жить, всё-таки... Вот что Гамлета мучает - что, значит, что-то не в порядке, если ясно, что жить - лучше, а люди всё время решают этот вопрос... Вовсе не вопрос в том, жить или не жить. Вопрос в том, чтобы не вставало этого вопроса». Спектакли «золотой поры» «Таганки» остались лишь в памяти тех, кто их видел. Видеоматериалов практически нет. Почему так вышло ? Видимо, не только из-за неприязни начальства, - для проведения видеосъёмки разрешения из ЦК определенно не требовалось. Основная проблема заключалась в позиции Ю.Любимова. Известно, что многие таганские спектакли были очень тёмными, так что даже зрители последних рядов небольшого таганского зала происходящее на сцене видели с трудом. На дополнительное же освещение, необходимое для съёмки, Ю.Любимов не соглашался категорически. Но вот однажды, снимаясь для передачи Л.Георгиева из цикла «Московские встречи», Ю.Любимов обратил внимание, что болгарские телевизионщики используют при съёмке всего две небольшие лампочки. «Если речь идёт о двух таких лампочках, я бы не возражал, чтобы вы сняли какой-нибудь наш спектакль», - сказал он Л.Георгиеву. Когда «Таганка» приехала в Софию, Георгиев напомнил главному режиссёру театра тот разговор. Любимов не отказывался от данного обещания и, в конце концов, было определено, что болгарское телевидение запишет два спектакля - «Добрый человек из Сезуана» и «Гамлет». И тут Л.Георгиеву пришлось пойти на хитрость, о чём он рассказал на страницах своей книги: «Я взял на себя сложную задачу - не допустить Юрия Петровича в зал ни во время действия, ни в течение антракта. Ни под каким предлогом ! Потому что, Боже мой, какие там две лампочки! По два прожектора с двух сторон, мощные, как в противовоздушных батареях, били жёлтым светом на сцену... Если бы Любимов проявил любопытство, то он увидел бы на сцене самую светлую Данию, которую только можно себе представить ! Каким образом мне удалось не пустить его в театр, я и сам до сих пор не понимаю.». Х.Бояджиев, известный болгарский телевизионный режиссёр, утверждал в интервью корреспонденту софийской газеты, что он находился во время съёмки с Ю.Любимовым в телевизионном автобусе. Любимов мог видеть спектакль на телемониторах, а на них непрофессионалу невозможно ориентироваться в уровне освещённости. Судьба этих записей долгое время была не известна. Как только их ни искали - всё напрасно ! И, как недавно выяснилось, не случайно... Х.Бояджиев в том же интервью сказал: «Мы сделали две уникальные записи. Ни в одном театре и ни на одном телевидении в мире нет «Гамлета» с Высоцким. Только на нашем. Но записи исчезли случайно из-за неряшливости. Просто поверх них записали другую передачу». Так что записи погибли безвозвратно. Для всех таганских актёров время, проведенное в Болгарии, было расписано буквально по часам. Помимо спектаклей, были ещё концерты, встречи со зрителями и даже съёмка для телевидения. Ведущий передачи, известный болгарский журналист Л.Коларов, пригласил к себе домой (там велась съёмка) четверых таганских артистов - В.Высоцкого, Л.Филатова, И.Дыховичного и И.Бортника. Высоцкий представил своих товарищей, а о нём самом Л.Коларов сказал: «Владимир Высоцкий известен не только как актёр, но и как бард. Можно так сказать ?». - «Нет, - сразу ответил Высоцкий, - я не люблю это слово. Я просто пишу стихи и исполняю их под гитару». Сохранилась фонограмма этой встречи, и о ней следует сказать особо. Дело в том, что буквально до самого последнего времени считалось, что ведущим передачи был известный болгарский поэт Л.Левчев. Ошибка, видимо, была вызвана тем, что и Коларова, и Левчева зовут Любомир, сокращённо - Любо. Именно так Высоцкий обращается к ведущему. Левчев известен российским высоцковедам, по крайней мере, как человек, неоднократно писавший о своих встречах с Высоцким. Имя же Коларова практически не известно. Любитель творчества Высоцкого Н.Цанков первым высказал сомнение, что на плёнке звучит голос Левчева, а другой софийский почитатель российского поэта, С.Ковачев, беседовавший с Коларовым, уверенно подтвердил: это его голос. Как вспоминал Л.Коларов в беседе с С.Ковачевым, помимо таганских артистов, у него дома в тот вечер были режиссёр съёмок Н.Минкова, а также режиссёр болгарского телевидения В.Ганчева и известный поэт и певец М.Белчев. После окончания телевизионной съёмки к компании присоединился главный режиссёр Театра на Таганке Ю.Любимов. Поздно ночью Л.Левчев, живший в том же доме на два этаже ниже, пригласил всех к себе, а уже рано утром Коларов на своей машине отвёз артистов в гостиницу.