Житков Б. - Механик Салерно - (исп.: М.Ульянов, Е.Евстигнеев, Вс.Абдулов, В.Степанов, Е.Райкина, В.Гафт, С.Цейц, Я.Беленький, и др.), (Зап.: 1974г.)

 
Радиопостановка по одноимённому рассказу Бориса Житкова.

Механик Салерно - Рассказ, 1932 год / Другие названия: Было давно

Опубликовано под названием «Было давно» в журнале «Знание - сила», М., 1932, № 15-16, стр. 3—6; № 17, стр. 2-6. Последующие публикации - под заглавием «Механик Салерно».

На итальянском пароходе, следующем из Европы в Америку, в одном из трюмов начинается пожар. Причина возгорания – легковоспламеняющийся груз, который был взят на борт незаконно. В ответе за случившееся оказался механик Салерно, который втайне принял опасный груз...

Борис Степанович Житков (30 августа [11 сентября] 1882г., г. Новгород - 19 октября 1938г., г. Москва) - русский и советский писатель, прозаик, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905г.
_____________________

Действующие лица и исполнители:
Капитан - Михаил А. Ульянов;
Салерно - Евгений А. Евстигнеев;
Гропани - Всеволод О. Абдулов;
Матео - Вячеслав В. Степанов;
дама - Екатерина А. Райкина;
испанец - Валентин И. Гафт;
пассажир - Сергей С. Цейц;
кочегар - Яков С. Беленький;
1-й штурман / матрос - Александр А. Белоусов;
1-й матрос - Владимир Я. Салтыковский;
2-й матрос - Юрий А. Козулин;
а также - Игорь П. Власов, Юрий Л. Дубов, Михаил Колкунов, Ольга Великанова, Екатерина Зыкова.

Инсценировка - Владимир И. Глоцер.
Редакторы - Вера В. Вартанова, Евгения Т. Лозинская.
Режиссёр (радио) - Борис М. Тираспольский.
Звукорежиссёр - Л. Белова.

Иллюстрации:
Б.Житков

P.S.:

Если бы Бориса Житкова спросили, о чем в своей жизни он размышлял наедине с собой больше всего, он бы наверняка ответил: о храбрости ! «Я о ней много думал, - признавался он. - Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается... Я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово - «ляш». И верно, думал я: трусость приводит к подлости». Как истинный писатель, Житков продолжает думать о храбрости и в своих рассказах. Действие в них обычно происходит на море, и море готовит героям Житкова всегда суровые испытания. Но то испытание, которое выпало на долю капитана из рассказа «Механик Салерно», может быть, из самых сложных и страшных. Во-первых, беда обнаружилась не у берега, не в конце пути, а в середине океана, когда до порта оставалось еще семь дней ходу. А во-вторых, на борту, помимо сорока восьми человек команды, находилось более двухсот пассажиров, от которых надо было во что бы то ни стало скрыть беду. Капитан рассчитал, что если дать кораблю полный ход, машины хватит на три дня. Но как знать, как быть уверенным, что она выдержит ? «Не за сутки, а за один час, за минуту все может погибнуть». На протяжении всего рассказа Житков не назовёт капитана по имени. Имя как бы неважно. Он капитан - и этим сказано все. Но зато от взгляда автора не ускользнет ни один жест, ни одно душевное движение, характеризующее этого человека. Потому что главное, как проявляется храбрость. Конечно, о пожаре в трюме известно не одному капитану. Знает команда. Начинает догадываться кое-кто из пассажиров. Наконец в какую-то минуту о беде узнают все. И для Житкова самое существенное - это рассказать, как ведут себя люди в час смертельной опасности. Кто поддался страху. Кто струсил и совершил подлость.
(Помните: «трусость приводит к подлости»). Житков - превосходный рассказчик, именно рассказчик. Однако драматургичность сюжета, острота характеров и живость диалогов позволили перевести рассказ «Механик Салерно» в иной жанр в пьесу для звучащего театра. Писателем Борис Житков стал поздно. Ему шёл уже сорок второй год, когда его первый рассказ появился в печати. К этому времени (а это был 1924 год) Житков многое успел и многое повидал в жизни. Он был самый младший в семье, и единственный мальчик. И надо сказать, что морю в его жизни принадлежала особая роль. Три дядьки его, по отцовской линии, закончили военную карьеру адмиралами. И почти все детство Бориса прошло у моря. Ему не было и восьми лет, когда семья перебралась в Одессу. Целыми днями Борис пропадал в гавани, свел дружбу с бывалыми моряками и готов был без конца слушать их рассказы. Когда ему исполнилось одиннадцать, знакомый моряк заказал в Керчи, а потом подарил Житковым парусную шлюпку. Ух, как обрадовался Борис ! Управлял он лодкой виртуозно, легко и свободно носился на ней между судов, катеров и барж... Когда Борису было тринадцать, старый знакомый Житковых, капитан грузового судна «Новосильский», взял его в плаванье на Кавказ. Это было незабываемое путешествие... И так каждый год - море, яхты, компания портовых друзей. В студенческие годы он стал уже штурманом дальнего плавания. В каникулы нанимался на дубки (небольшие парусные суда) и ходил на Дуная, в Болгарию, в Грецию, в Трапезунд, по Анатолийскому побережью, даже в Марсель. Чего только не случалось во время этих путешествий, каких только встреч не было. И мало кто знал, что иногда Борис берет на себя очень ответственные и опасные поручения, доставляя из-за границы, из Варны и Констанцы, нелегальную литературу и оружие для революционеров. Накануне 1905 года Житков вступил! в запрещенный царским правительством профессиональный союз моряков. А когда в Одессе восстал броненосец «Потемкин» и в порту шли бои, он, конечно, участвовал в боях бок о бок с матросами, рабочими, студентами. В 1912 году Борис Житков отправляется в кругосветное плаванье на океанском пароходе. Впереди три океана - Атлантический, Индийский, Тихий. Это учебное плаванье, и он проходил все виды морской службы - от юнги до помощника капитана. В рассказах «Про слона», «Мангуста», «Тихон Матвеевич», «Урок географии» и других можно найти немало подробностей, почерпнутых в этом кругосветном путешествии. В дальнейшем, по окончании кораблестроительного факультета, на котором он учился, Житков вместе со своим другом и тезкой, знаменитым полярным капитаном Ерохиным, ходил во льды, в Ледовитый океан. В эти годы он служит в Архангельске инспектором «Русского ллойда», осматривает суда перед выходом в море. Море... В жизни Бориса Житкова оно заняло огромное место. Он знал людей моря и любил их. И это знание и эта любовь чувствуются в его морских историях. Одна из лучших историй, «Механик Салерно», теперь инсценирована.
- Сергей Пластинин -