Салтыков-Щедрин М. - Смерть Пазухина - (комедия), (ЛР), (исп.: В.Ярмагаев, В.Полицеймако, О.Казико, Г.Петровский, О.Виндинг, С.Карнович-Валуа, В.Чайников, Н.Дмитриев, и др.), (Зап.: 1956г.)

 
Радиокомпозиция спектакля Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького по одноимённой пьесе русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина в постановке Григория Георгиевича Никулина. Премьера спектакля состоялась на сцене театра в 1955 году.

Смерть Пазухина - Пьеса, 1857 год / Впервые опубликована в 1857 году в 11 книге журнала «Русский вестник».

Старый Пазухин, купец I гильдии, умирает. Его родственники ждут его смерти, чтобы закрепить за собой наследство полностью или частично. Сын Пазухина Прокофий Иваныч женился на девушке из старообрядческой семьи, из-за чего поссорился с отцом. Лобастов, друг старого Пазухина, пытается убедить Прокофия «сбрить бороду» и помириться с отцом, чтобы часть наследства отошла Леночке Лобастовой, его дочери. Однако Прокофий не принимает советы Лобастова. Поэтому он пытается убедить своего зятя, статского советника Фурначёва, выкрасть наследство и разделить пополам...

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (наст. фамилия - Салтыков, псевдоним Николай Щедрин) (15 [27] января 1826г., с. Спас-Угол, Калязинский уезд, Тверская губ. - 28 апреля [10 мая] 1889г., г. Санкт-Петербург) - русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Родился в старинной дворянской семье. Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя. Первые стихотворения Салтыкова (в бытность его лицеистом) были напечатаны в ежемесячном журнале универсального содержания, выходившем в Санкт-Петербурге - «Библиотека для чтения» (1841 и 1842 гг.); другие, напечатаны в «Современнике» (ред. Плетнёв) в 1844 и 1845 гг.. В течении своей творческой литературной деятельности Салтыков публиковал произведения в литературном журнале «Отечественные записки» (до 1884г.). М. Салтыков работал исключительно для этого журнала. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции» (1870, 1872, 1885), «История одного города» (1 и 2 изд. 1870; 3 изд. 1883), «Помпадуры и Помпадурши» (1873, 1877, 1882, 1886), «Господа Ташкентцы» (1873, 1881, 1885), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873, 1881, 1885), «Благонамеренные речи» (1876, 1883), «В среде умеренности и аккуратности» (1878, 1881, 1885), «Господа Головлёвы» (1880, 1883), «Сборник» (1881, 1883), «Убежище Монрепо» (1880, 1882), «Круглый год» (1880, 1883), «Современная идиллия» (1877-1883), «За рубежом» (1880-1881), «Письма к тётеньке» (1882), «Недоконченные беседы» (1885), «Пошехонские рассказы» (1886). «Сказки», изданные особо в 1887 году, первоначально публиковались в журналах «Отечественные записки», «Неделя», «Русские ведомости», «Сборник литературного фонда». После запрета «Отечественных записок» Салтыков помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы»; отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора (1886 и 1887), «Пошехонская старина» - после его смерти, в 1890 году.
______________________

Действующие лица и исполнители:
пояснительный текст - Владимир С. Ярмагаев;
Прокофий Иваныч Пазухин - Виталий П. Полицеймако;
Анна Петровна Живоедова - Ольга Г. Казико;
Иван Прокофьич Пазухин - Георгий П. Петровский;
Василиса Парфентьевна - Ольга Д. Виндинг;
Андрей Николаевич Лобастов - Сергей С. Карнович-Валуа;
Живновский - Виктор Н. Чайников;
- а также - Николай Н. Дмитриев, Валентина Т. Кибардина, Лев Г. Семёнов.

Постановка (театр) - Григорий Г. Никулин.

Иллюстрации:
М.Салтыков-Щедрин
В.Полицеймако (в роли Прокофия Иваныча)
О.Казико (в роли Живоедовой)