Глава «Виттенберг и Эльсинор» из книги «Наш современник Вильям Шекспир».
______________________
Передача подготовлена Ленинградским радио. Звучат отрывки из книги Григория Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир».
«Наш современник Вильям Шекспир». - Изд-во «Искусство», Ленинград, Москва 1962 г.
«Над смыслом понятия «классическое искусство», казалось бы, не приходится глубоко задумываться. Понимание этих слов несложно. И все же, кроме общеизвестных свойств, у классических произведений существует еще одно качество: каждая эпоха находит в них и свои жизненно важные интересы. Гамлет говорил актерам, что театр должен 'держать, так сказать, зеркало перед природой: показывать доблести ее истинное лицо, низости - ее облик и каждому веку истории - его неприкрашенные черты'. У зеркала классического искусства особая, непросто разгадываемая тайна: оно как бы движется вместе со столетиями. Маяковский незадолго до смерти написал несколько строчек о силе поэзии, о стихах, побеждающих время. Но слово мчится, подтянув подпруги, звенит века, и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки. Полным звоном продолжают звенеть слова Шекспира. Мозолистые руки его поэзии трудятся и в наши дни. Поэзия делает людей лучше, чище. Тепло 'проникает в сердца, благородный гнев пробуждает совесть. Народ открывает в шекспировских трагедиях истинное лицо доблести и истинное - низости. Кажется, что произведения написаны близким нам человеком, нашим современником.» - Григорий Козинцев (Из предисловия к книге) -
«В 1941 году в журнале «Театр» была напечатана моя статья о «Короле Лире». Я работал над ней, готовясь к постановке этой трагедии в Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького. Увидев свои мысли осуществленными на сцене, я смог проверить возникшие предположения - одни подтвердились, другие оказались надуманными. Мне захотелось продолжить работу. Это обычное воздействие шекспировских произведений. Образы, некогда возникшие в сознании, сопровождают жизнь. Проходят годы, расширяются и усложняются ассоциации, определения, казавшиеся достаточными, утрачивают убедительность; становится видно, что они объясняют лишь отдельные и часто не самые значительные стороны произведения. Под внешними слоями открываются все новые и новые, ещё более мощные слои.»
- Григорий Козинцев -
Григорий Михайлович Козинцев (до 1930-х гг. фамилия - Козинцов) (9 [22] марта 1905г., г. Киев - 11.05.1973г., г. Ленинград) - советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор (1960), публицист; народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской (1965) премий. Ранние детские годы провёл в Новозыбкове Черниговской губернии, где отец служил окружным санитарным врачом и врачом Новозыбковской женской гимназии, и где Григорий поступил в первый класс новозыбковского училища. С 1913 года, после переезда из Новозыбкова в Киев, учился в Киево-Печерской гимназии. В 1919 году вместе с сестрой Любовью посещал частную школу-студию живописи А. А. Экстер. В начале 1920 года уехал в Петроград. Поступил в класс Н. И. Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывшая Академии художеств, ныне - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина) и одновременно режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого К.А. Марджановым. В 1924 году начал работать на кинофабрике «Севзапкино». Первый короткометражный фильм Козинцева и Л.З. Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924). Первый полнометражный фильм Козинцева и Л.З. Трауберга - романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926). С августа 1927 года преподавал в Техникуме сценических искусств (ныне - Российский государственный институт сценических искусств), в который влилась киномастерская «ФЭКС». Первый звуковой фильм Козинцева и Л.З. Трауберга «Одна» (1931). Некоторое время Козинцев работал в театрах, осуществляя постановки пьес «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954). С 1944 вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. В 1962 году опубликовал книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» и «Король Лир». В 1965-1971 гг. Козинцев руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме». Козинцев - автор историко-теоретической монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).
___________________________
Николай Сергеевич Марто́н (род.: 10 сентября 1934г., г. Мотыжин, Киевская обл.) - советский и российский актёр. Народный артист РСФСР (1986). С 1962 года служит в Национальном драматическом театре России (Александринский театр). После смерти мамы в 1940 году переехали в Киев. Во время Великой Отечественной войны снова вернулись в Мотыжин. Во время учёбы в средней школе занимался в кружке художественной самодеятельности. После окончания средней семилетней школы поступил в ремесленное училище в городе Киев. В 1954 году поступил в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, который закончил в 1958 году. Работал в Крымском русском драматическом театре им. М.Горького в Симферополе. В 1962 году после того, как во время гастролей Крымского театра в Ленинграде Леонид С. Вивьен увидел роль Уриэля Акосту в исполнении Н.Мартона, артист получил приглашение поступить в труппу Ленинградского академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр).
Иллюстрации:
Г.Козинцев
Н.Мартон