Дневник радиожурналиста - Л.Маграчев №4 - (ЛР), (о мужестве), (Зап.: апрель 1968г.)

 
Лазарь Ефимович (Хаимович) Маграчёв (1914г. - 1988г.) - ленинградский радиожурналист, фронтовой корреспондент. Участник Великой Отечественной войны. Заслуженный работник культуры РСФСР. Имя Л.Маграчёва высечено на гранитной мемориальной доске у входа в здание Ленинградского радио, в доме № 27 по ул. Итальянской в Санкт-Петербурге.
_____________________________________

На фото один из героев передачи о котором рассказывает Лазарь Маграчёв:
На фото (1941г.):
- крайний слева - В.В.Зиновьев (комендор)
- в центре - Николай Александрович Никишин (старший торпедист)
- крайний справа - А.В.Мазнин (электрик)

ПРИМЕЧАНИЕ - история подводной лодки с которой спаслись три краснофлотца -
«С-11» подводная лодка IX-бис серии - заложена 25.10.1937г. на заводе №112 (Красное Сормово) в г. Горьком (г. Нижний Новгород) под стапельным номером 245.

20.04.1938г. подводная лодка спущена на воду. 22 июня 1941 года «С-11» находилась в составе учебной бригады ПЛ в Кронштадте, где проходила швартовые испытания.

В мае 1941 года прежний командир подводной лодки капитан 3 ранга Радченко Валентин Павлович за длительную самовольную отлучку в Ригу был отстранен от должности, а на его место получил назначение капитан-лейтенант Середа Анатолий Михайлович. Сведя к минимуму программу испытаний командование КБФ уже 27 июня 1941 года подписало приемный акт, и «С-11» вступила в строй, войдя в состав Краснознаменного Балтийского флота с переходом в оперативное подчинение командира 1-й бригады ПЛ КБФ.

13 июля «С-11» с новым командиром вышла в район Мемеля. Так как А.Середа до этого никогда не командовал подводными лодками этого типа, на борту корабля в качестве обеспечивающего находился командир 14-го дивизиона ПЛ капитан 3 ранга Тузов Иван Николаевич. Крейсерство прошло безрезультатно. Часто встречающееся в послевоенной литературе заявление о торпедировании «С-11» немецкого корабля не соответствует действительности. В советских источниках приводятся разные наименования объекта «первой удачной атаки балтийских подводников»: Сетепрорыватель «№ 11», судно минной разведки «Шифф-11» (бывший эстонский пароход «Ханония»),
Военный транспорт «КТ-11», (его 6 мая 1943 года в ходе налета на Редже-ди-Калабрия потопила американская авиация, и хотя корабль вскоре был поднят и поставлен на ремонт в доке Мессины, он был окончательно разрушен при налете союзной авиации 25.05.1943г.).
Возможно, подводная лодка «С-11» все же провела одну атаку, так как в 16.40 19 июля порыватель минных заграждений (Speerbrecher) №11, шедший в сопровождении двух тральщиков на ремонт из Либавы в Данциг зафиксировал торпедный след, прошедший в 30 м за кормой корабля. Сам прорыватель (бывший пароход «Бельграно», он так же фигурирует в советских источниках как жертва торпеды «С-11») погиб на мине 04.01.1945г., поднят, и после войны достался Великобритании.

2 августа 1941г., возвращаясь с позиции, в проливе Соэла-Вяйн в районе маяка Тоффи «С-11» подорвалась на донной мине заграждения «Кобург», выставленного германскими торпедными катерами 2-й флотилии. Субмарина затонула на 11-метровой глубине. С поверхности воды сопровождавшие лодку катера подобрали тело комдива и тяжелораненых командира и механика, которые умерли, не приходя в сознание. Тела погибшего при взрыве подводной лодки комдива Тузова и умершего на берегу механика Бабиса были похоронены близ Триги, скончавшийся несколько позже командир подводной лодки предан земле на госпитальном кладбище в Курессааре. В шестом отсеке лодки в живых остались главный старшина Милютин и краснофлотцы Биденко и Гординский,
а в кормовом седьмом - старший торпедист Николай Никишкин,
комендор Зиновьев,
электрики Мазнин и Мареев.
Людям из шестого отсека в седьмой перебраться не удалось, и они погибли.
Спустя 6 часов после подрыва лодки, троим морякам из седьмого отсека (В.Зиновьеву, Н.Никишину и А.Мазнину)
удалось покинуть аварийный корабль через кормовой торпедный аппарат. Мареев выбраться из лодки не смог.
В августе 1941 года море вынесло на берег острова Даго (Хийумаа) тела еще семерых членов экипажа «С-11». Три человека похоронены в районе артиллерийской батареи у местечка Тохври. (Вероятно, штурман Головань, командир БЧ-2-3 Захаров и неизвестный краснофлотец). Четверо (лейтенант, старшина 2 статьи и два краснофлотца) покоятся в братской могиле в районе деревни Ойнику. Из них по документам опознан только помощник командира «С-11» лейтенант Бахтин.

подготовил.: С.Сиднев