Радиопостановка по мотивам одноимённого романа французского писателя Виктора Гюго.
Человек, который смеётся (франц.: L’Homme qui rit) - Роман, 1869 год
Англия конца XVII - начала XVIII веков. Гуинплен - лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребёнка ярмарочного шута. Бандиты-компрачикос разрезали Гуинплену лицо от уха до уха, навеки закрепив на нём жуткую ухмылку. Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.
Викто́р Мари́ Гюго́ - (франц.: Victor Marie Hugo, французский: [viktɔʁ maʁi yɡo]) - (26.02.1802г., г. Безансон - 22.05.1885г., г. Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии (1841).
________________________
Действующие лица и исполнители:
От автора / Гуинплен - Всеволод Н. Аксёнов;
Дея - Надежда А. Арди;
Урс - Александр А. Ханов;
Шериф - Владимир Д. Савельев;
Хардкванон / Баркильфедро - Николай Субботин;
- и др.
Постановка - Всеволод Н. Аксёнов, Рамаз М. Чиаурели.
Музыка (использ.) - Сезар Франк, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Руджеро Леонкавалло, Иоганн Брамс, Роберт Шуман.
Иллюстрации:
Victor Marie Hugo
P.S.:
Термин «компрачикос» стал известен именно благодаря Виктору Гюго и в переводе с испанского означает «скупщики детей». В средние века в европейских странах существовала профессия (и, к сожалению, изредка встречается и сейчас), представители которой вызывают крайнюю неприязнь у любого нормального человека. Это компрачикосы, скупающие детей, чтобы изуродовать их, а затем снова продать. Компрачикосы с такой изобретательностью изменяли наружность ребёнка, что родной отец не узнал бы его. Иногда они оставляли спинной хребет нетронутым, но перекраивали лицо. Они вытравляли природные черты ребёнка, как спарывают метку с украденного носового платка», - так описывал работу компрачикос Виктор Гюго. Банды компрачикосов орудовали по всей Европе с XIII по XVIII века. В те времена при дворах в Испании, Франции, Англии и Германии бытовала мода на карликов-шутов и цирки уродцев. Знатные особы с удовольствием покупали за значительные суммы «природные аномалии», на потеху себе и гостям. Природа далеко не всегда могла обеспечить аристократов нужным количеством карликов. Тогда за дело брались компрачикос - целая сеть бандитов выкрадывала детей из семей или покупала малышей у бедняков - те были рады освободиться от лишнего рта. Ребёнку часто говорили, что его будут лечить от какой-нибудь болезни, а затем усыпляли и проводили над ним жуткие эксперименты. Зачастую для усыпления детей использовали опасные яды или даже наркотические вещества. Некоторым ломали кости, чтобы образовался горб, других делали хромыми, третьим увечили лица. Некоторым особым образом выворачивали суставы - тогда казалось, будто бы у человека вовсе нет костей. Долгое время банды компрачикосов процветали и даже не считались преступными. Гюго, например, пишет, что во времена Стюартов деятельность контрабандистов всячески поощрялась. Он же сравнивает их с организацией массонов, которые распространились во всей Европе. У компрачикосов были свои законы, традиции и даже свой тайный язык, которые отличал их от других бандитов. Подобные организации и по сей день процветают в Индии.