Чуковский К. - Тараканище - (сказка), (исп.: Натан Эфрос, Пётр Ярославцев)

 
«Тараканище» - Сказка, 1923 год (год написания: 1922) / «Тараканище». - Впервые в издательстве «Радуга» с иллюстрациями С. Чехонина. Пг., 1923. / Сказка «Тараканище» входила во все сборники «Чудо-дерево» и «Сказки». Кроме С. Чехонина, сказку иллюстрировали В. Конашевич, В. Сутеев, А. Каневский, В. Пивоваров, М. Митурич и другие художники.

Могучие звери в отчаянии. Страшный усатый таракан требует принести ему на ужин звериных детушек. Неужели нет им спасения ?

Корней Иванович Чуковский (имя при рождении - Никола́й Корнейчуко́в), (19 [31] марта 1882г., г. Санкт-Петербург - 28 октября 1969г., г. Москва) - русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской. Самый издаваемый в Советском Союзе и России автор детской литературы: тираж книг Чуковского за 2017г. превысил два миллиона экземпляров.
_______________________

Натан Михайлович Эфрос (20 сентября (3 октября) 1904г., г. Витебск- 28 октября 1984г., г. Москва) - мастер художественного слова. В 1920г. приехав в Москву, поступил в Государственный институт слова (ГИС), которым руководил чтец, специалист по хоровому чтению В. Сережников.

Пётр Михайлович Ярославцев (май 1898г., с. Мольгино, Смоленская губ. - 13 марта 1975г., г. Москва) - мастер художественного слова. С начала 1920-х гг. приехав в Москву поступил в Сельскохозяйственную академию (Тимирязевская), но через некоторое время перешёл в Государственный институт слова (ГИС) на курс В. Сережникова. Актёрские данные Ярославцева были столь значительны, что К.Станиславский приглашал его в МХТ.

На занятиях в Государственном Институте Слова (ГИС) состоялось знакомство Ярославцева с Эфросом и через некоторое время сформировался уникальный чтецкий дуэт, просуществовавший на советской эстраде 30 лет. Первое выступление чтецкого дуэта в 1930 году и состояло из трех произведений: "Великий грех" М.Исаковский, "Песня о ветре" В. Луговской и "Мученики коммуны" А. Арну. Однако романтическое начало не имело продолжения. Подлинную славу дуэту принесла работа с детской аудиторией, где артисты стали первооткрывателями. Читали К. Чуковского (начали с "Мухи-Цокотухи", затем прочитали и разыграли "Телефон", "Таракани-ще", "Доктор Айболит"), С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, и др. В совершенстве владея разнообразными стихотворными ритмами, тонко ощущая игровую природу детской поэзии, Эфрос и Ярославцев совместно создали особую форму литературной эстрады для детей. Их "двухголосье" было основано на контрастах темпераментов несхожих индивидуальностей. В то же время актёры оставались единомышленниками в определении целей своего творчества. В 1941-1945гг. Эфрос и Ярославцев работали в одной из фронтовых бригад. Читали рассказы русских классиков (некоторые читались индивидуально). Последней премьерой дуэта (1952) была "Повесть о том, как поссорилась Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В 1959 году Ярославцев по болезни ушёл с эстрады и Эфрос провёл коренную перестройку своих эстрадных выступлений. С 1960 года в репертуар Эфроса состоял из ориентированных на одного чтеца литмонтажей для юношества и с этого времени он ещё и как режиссёр-педагог, возглавлявший Клуб чтеца при ЦДРИ.

Иллюстрации:
Афиша чтецкого дуэта Эфрос-Ярославцев
Н.Эфрос и П.Ярославцев (фото 1930-х гг.)
К.Чуковский