А. Блок - «Балаганчик» - Пьеса, (год написания: 1906)
В 1906 году театр В.Ф. Комиссаржевской переезжает на ул. Офицерская (ныне - Чкаловский проспект, 16), в помещение принадлежавшее в те годы известной актрисе и антрепренёру Вере А. Линской-Неметти (Невский театр В.А. Неметти - доходный дом В.О. Колышко. Расчет владелицы театра на значительные доходы от эксплуатации театра не оправдался, и в 1908-м году здание театра было перестроено в доходный дом.). Александр Блок сразу попал в орбиту нового тетра. Именно тогда в театре на Офицерской происходило столь характерное для Серебряного века сближение всех видов искусства - поэзии, живописи, театрального дела; переплетались и связывались творческие судьбы художников, музыкантов, актеров, писателей. Поэты тянулись к театру, пробовали себя в драматургии, и сам театр Комиссаржевской ощущал в них потребность. Событием в жизни театра В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице стала постановка пьесы Блока «Балаганчик» в конце 1906 года.
Валентина Петровна Веригина (28.02.1882г., г. Свияжск (ныне - Зеленодольский р-н, Татарстан - 08.10.1974г., г. Москва) - русская и советская актриса драматических театров, театральный режиссёр и педагог. Закончила Казанский Родионовский институт благородных девиц. Во время учёбы и позже участвовала в любительских спектаклях. В 1902 году поступила в школу Московского художественного театра (педагог — актриса МХТ Мария Александровна Самарова), где проучилась 2 года и там же начала сценическую деятельность. Выступала вместе со Станиславским, Качаловым, Книппер-Чеховой. В 1905 году поступила в созданную Московским Художественным театром студию, вошедшую в историю театра как Студия на Поварской. Здесь состоялось её знакомство с В. Э. Мейерхольдом. В 1906 играла в мейерхольдовском «Товариществе новой драмы» - гастроли в Тифлисе, Новочеркасске и Ростове-на-Дону. После удачных выступлений Веригиной, в том числе в «Привидениях» Ибсена, по рекомендации Мейерхольда была приглашена в Драматический театр Комиссаржевской. Здесь Веригина успешно играла в ряде постановок Мейерхольда, в том числе в знаменитом «Балаганчике». К этому периоду относится её близкое знакомство с женой Александра Блока - Любовью Дмитриевной, продолжавшееся долгие годы совместным участием в спектаклях и в личной жизни. В 1908 году после ухода Мейерхольда из театра Комиссаржевской участвовала в гастрольной поездке группы ведущих актёров по западным и южным городам России - Витебск, Минск, Смоленск, Херсон, Полтава, Киев, Харьков и другие. Группа выступала под названием «Полный ансамбль Петербургской труппы «Театра Драмы» под руководством В. Э. Мейерхольда и Р. А. Унгерна». В 1908-1910 гг. служила в московском театре Корша, в петербургском театре Народного дома, в киевском летнем театре «Шато де Флер». Сотрудничество с Мейерхольдом продолжилось в 1912 году в летнем театре в Териоках, где он руководил спектаклями. С 1913 года занималась и играла в студии Мейерхольда на Троицкой улице, затем (1914-1917) в студии на Бородинской. После 1917 года выступала исключительно как режиссёр-постановщик спектаклей на оперной сцене, консультант по сценическому движению и театральному костюму в ряде фильмов и спектаклей. В течение многих лет работала над книгой воспоминаний, которые частично публиковались в сборниках «Вера Фёдоровна Комиссаржевская», «Встречи с Мейерхольдом», в «Учёных записках Тартуского университета», монографии Д. Коган «С. Ю. Судейкин».
Иллюстрации:
- В.Веригина
- Эскиз декорации к спектаклю «Балаганчик» (1906)
P. S.:
Из воспоминаний Валентины Петровны Веригиной: «Подошли к постановке «Балаганчика», который был написан для предполагаемого театра-журнала «Факелы» и Мейерхольду сразу стал желанным. Вполне понятно, что при первой возможности он предложил пьесу театру Комиссаржевской. Как раз Вере Федоровне необходимо было отдохнуть, она играла почти ежедневно, и предложение было принято. Решили ставить «Балаганчик» Блока вместе с «Чудом святого Антония». Роли в первой пьесе распределились так: Коломбина - Русьева, Пьеро - Мейерхольд, Арлекин - Голубев. Первая пара влюбленных - Мунт и Таиров. Вторая пара влюбленных (вихрь плащей) – Веригина и Бецкий. (Мейерхольд сказал, что Блок сам назначил мне роль «черной маски».) Третья пара влюбленных - Волохова и Горенский. Мистики - Гибшман, Лебединский, Жабровский, Захаров. Председатель - Грузинский, Паяц - Шаров, Автор - Феона. ... Николай Н. Сапунов построил на сцене маленький театрик с традиционным, поднимающимся кверху занавесом. При поднятии его зрители видели в глубине сцены посередине окно. Параллельно рампе стоял стол, покрытый чёрным сукном, за столом сидели «мистики», в центре председатель. Они помещались за чёрными картонными сюртуками. Из манжет виднелись кисти рук, из воротничков торчали головы. Мистики говорили неодинаково - одни притушенным звуком, другие ё почти звонко. Они прислушивались к неведомому, к жуткому, но желанному приближению. Когда В. Э. Мейерхольд репетировал с нами за столом, он читал за некоторых сам, причём всегда закрывая глаза. Он делал это невольно и прислушивался к чему-то невидимому, таким образом сосредоточивался. Эта сосредоточенность и творческий трепет режиссера помогали актерам в работе, совершенно новой и трудной для многих. Художник Н. Н. Сапунов и М. А. Кузмин, написавший музыку, помогли в значительной мере очарованию «Балаганчика», который был исключительным, каким-то магическим спектаклем.»