Лермонтов М. - Наедине с тобою, брат... - (стихи), (исп.: Олег Даль), (Зап.: 13.04.1980г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Моноспектакль Олега Даля «Наедине с тобою, брат...» составленный по стихотворениям М. Ю. Лермонтова. Расшифровка магнитозаписи домашнего прогона Олегом Далем моноспектакля.

- (1) - Дума. «Печально я гляжу...» (1838).
- (2) - Журналист, читатель и писатель (1840).
- (3) - Звуки. «Что за звуки ? Неподвижен внемлю...» (1830).
- (4) - Я жить хочу... (1832).
- (5) - И скучно, и грустно... (1840).
- (6) - Благодарность. «За всё, за всё тебя благодарю я...» (1840).
- (7) - Выхожу один я на дорогу... (1841).
- (8) - Отчизна. «Люблю отчизну я, но странною любовью...» (1840).
- (9) - Великий муж! Здесь нет награды... (1836).
- (10) - Завещание. «Наедине с тобою, брат...» (1840).

Олег Иванович Даль (25.05.1941г., г. Люблино, Московская обл. - 3 марта 1981, Киев, Украинская ССР) - советский актёр театра и кино. Автор стихотворений и театральных постановок. Народный артист УССР (1978). Олег Даль родился в городе Люблино (ныне район Москвы), в доме № 63 по ул. Московской, ныне - Люблинской (позднее дом 63 стал домом 111 стр.1; часть дома, в которой, в двухкомнатной квартире № 110 на третьем этаже, актёр появился на свет, снесена в 2011 году). Отец - Иван Зиновьевич Жерко (1904-1967) - был уроженцем Воронежской губернии. В Москву приехал в 1920-е годы, окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и затем тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе. Мать - Прасковья Петровна (1906-1993), учительница. В семье Далей была также дочь - Ираида Ивановна (в замужестве - Крылова) (1933), племянница - Татьяна Антонюк. Всю жизнь Иван Жерко любил музыку, сам научился играть на мандолине, хорошо пел, в молодости занимался в театральной студии и писал статьи в газету «Гудок». Подписывался под статьями фамилией Даль. Когда в СССР началась всеобщая паспортизация, Иван Зиновьевич воспользовался моментом, чтобы узаконить литературный псевдоним - вписал его в паспорт. Так он сделался Далем. Со школьных лет у Олега началось его увлечение творчеством: живописью, литературой. Во время учёбы в школе занимался в театральной студии Центрального дома детей железнодорожников. В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. Олег Даль был прежде всего театральным актёром (хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино). В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана. У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1980-1981 гг. - педагог ВГИКа. По мнению известного театрального режиссёра Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра - "... Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь. В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал - против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств. ... Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким ! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное...".

Музыкальное оформление Олега Даля.
В композиции звучат произведения - А. Вивальди, И.С. Баха, Б. Марчелло, Ф. Тарреги, Е. Ларичева, В. Германа.

Публикацию подготовил - Сthutq Филиппов.
Реставратор - Т. Бадеян.
Редактор - Т. Тарновская.

Иллюстрации:
О.Даль

P. S.:

Эта неизвестная работа Олега Ивановича Даля - пример художественной самодеятельности самого высокого порядка. Не будучи профессиональным автором, режиссером, музыкальным оформителем, он однажды дерзко соединил все эти качества в едином стремительном порыве. Как это произошло ? Какие силы двигали и управляли большим артистом, который в один из осенних вечеров 1980 года вдруг закрылся в своей комнате, как бы воспарившей на сёмнадцатиэтажную высоту над вечерним Арбатом, и остался наедине с самим собой и маленьким магнитофоном, которому и высказал все, чем был переполнен, мечтая создать большой моноспектакль по произведениям любимого поэта - Лермонтова. Наверное, такие же силы заставляют людей писать стихи, музыку, чудесные картины - силы, которые бьют тайным ключом, волнуют, захватывают художника. Трудно представить, что конкретного сценария не было ! Были, по сути, только список стихотворений и прикидки. ...Словно оказавшись в мире своей выстраданной мечты, он пытается осмыслить вслух этот «призрачный мир» и, как бы воображая действие на условной сцене, неторопливо поясняет его и читает свои любимые стихи. Или нет, не читает, а, кажется, переживает их вместе с поэтом... Любимые стихи под любимую музыку - он находил её в кипе любимых пластинок сразу и единственно верно для себя. Он не стеснялся технической примитивности, работая с магнитофоном и проигрывателем. Он действовал трогательно несовершенно, но зато свободно и уверенно: он творил. Чудом уцелевшая кассета обнаружилась в его домашнем архиве случайно, уже тогда, когда художника не было. Эта драгоценная запись и послужила материалом для невероятно сложной, но увлекательнейшей работы мастеров звукозаписи, результатом которой стала эта пластинка. - Сергей Филиппов -