Стаднюк И. - Как Максим Перепелица стал солдатом - (комедия), (исп.: А.Покровский, Д.Ильченко, К.Тарасова, Н.Светловидов, И.Терешин, И.Любезнов, Ю.Медведев, В.Шишкин), (Зап.: 1954г.)

 
Радиопостановка Главной редакции литературно-драматического радиовещания Всесоюзного радио СССР по мотивам повести в рассказах советского прозаика Ивана Стаднюка "Максим Перепелица".

Максим Перепелица - Повесть, 1952 год

Истории о буднях срочной службы в рядах советской армии Максима Перепелицы - весёлого, озорного и находчивого парня. Служба в рядах ВС СССР превращает Максима в серьёзного и ответственного человека, настоящего мужчину.

Иван Фотиевич Стаднюк (08.03.1920г., Кордышевка, Подольская губ., Украина - 30.04.1994г., г. Москва) - советский прозаик, сценарист, драматург и военный журналист, наиболее известный своими книгами об украинском селе и о пройденной им Великой Отечественной войне, написанными на русском языке.
__________________________

Действующие лица и исполнители:
Максим Перепелица - Алексей Н. Покровский;
отец Максима - Даниил И. Ильченко;
мать Максима - Ксения И. Тарасова;
дед Мусий - Николай А. Светловидов;
командир роты Куприянов - Игорь М. Терешин;
старшина - Иван А. Любезнов;
Степан Левада - Юрий Н. Медведев;
Самусь - Владимир Ф. Шишкин.

Сценарий - Иван Ф. Стаднюк.
Режиссёр (радио) Виктор С. Турбин.
Композитор - Климентий А. Корчмарёв
Звучит песня на украинском языке.

Иллюстрации:
И.Стаднюк

P.S.:

Как создавался радиоспектакль "Максим Перепилица".
-- Отрывок из книги Турбина В. С. "Режиссёр радио- и телетеатра". --
... Большую популярность приобрел у радиослушателей герой Ивана Стаднюка - Максим Перепелица. А началось всё так. Однажды летом 1953 года редактор Ольга Новикова предложила мне прочесть рассказ. На книжке небольшого формата стояла незнакомая фамилия - Иван Стаднюк, там было несколько рассказов и среди них "Максим Перепелица на побывке", о котором шла речь. С добрым народным юмором автор рассказывал, как бравый сержант Перепелица провел в родном селе краткосрочный отпуск. Рассказ подкупал авторской интонацией, характером героя, общей атмосферой. Никаких сложных проблем там не было, но за всеми милыми и забавными событиями чувствовалась любовь народа к армии, непосредственность и чистота взаимоотношений. Но для того чтобы на основе этого рассказа сделать сценарий, нужна была работа автора. Пригласили его в редакцию. Через несколько дней в отдел советской литературы вошел молодой крепко скроенный военный с погонами майора. Он не производил впечатления решительного, видавшего виды боевого офицера - был несколько стеснительным, неторопливым, тихим. Позже мы узнали, что Иван Фотиевич прошагал много тяжелых военных километров, начиная с первых дней войны. Предложение наше было принято. Работа пошла легко, и через некоторое время готовый сценарий всех нас обрадовал. На главную роль пригласили молодого артиста МХАТ Алексея Покровского, на роль его товарища сержанта Степана Левады - Владимира Трошина. Музыкальной основой спектакля были песни, народные украинские и современные советские. Композитор К.А. Корчмарев в оркестровке удачно соединил скрипки и народные инструменты. Никаких творческих мук, сомнений, поисков. Все сложилось как будто само собой. А как же было в данном случае с замыслом, концепцией, толкованием материала ? Что игралось ? Игрался праздник солдатской побывки, начиная с его предвкушения и кончая прощанием. И все. Но зерно праздника было лирико-комедийным. Премьера прошла 1 января 1954 года. Имела исключительный успех у радиослушателей. Жаль было расставаться с автором и его симпатичным героем. Решили продолжить. Вернее, написать предысторию - "Как Максим Перепелица стал солдатом". Нужно было делать вполне оригинальный сценарий для радио. Это должна быть история о том, как из парня, который доставлял много хлопот родителям и окружающим, в армии получился тот бравый сержант, который так понравился в первой постановке. Как построить драматургию? Остановились на таком каркасе: призыв в армию, эпизоды армейского быта, в каждом делается акцент на одной из сторон солдатской жизни: физическая подготовка, учения, солдатская смекалка, дружба и т. д. И в этом процессе Максим преодолевает свои недостатки, постепенно формируется и закаляется его характер. Иван Фотиевич свое дело сделал. Снова были все подкупающие качества: народный юмор, духовное здоровье, живой выразительный язык и, конечно, песни. Снова вопрос: что играть ? Как будто все ясно: как благотворно влияет на парня армейское воспитание. Но сказать это - значит ничего не сказать. Это не ответ на коренной вопрос. Нужно было найти то точное определение, ответ на главный вопрос, который сразу получил бы эмоциональный отклик у актеров, дал бы им конкретную ориентацию, определил бы атмосферу всей будущей радиопостановки. Я вспоминал свою службу в армии: ночные тревоги, форсированные марши в противогазах, броски с материальной частью, то есть с пулеметами на себе; многокилометровые походы с тактической задачей, и пыль, и снег, и грязь, и ледяной ветер, и жару, и жажду, и слаще любого лимонада воду, зачерпнутую пилоткой из какой-то лужи, и песни, снимающие усталость; парады - утреннее солнце на граненых штыках и над батальоном - "Вставай, не спи, кудрявая", притихшую Красную площадь, "Я сын трудового народа" и гулкий отклик брусчатки на чеканный шаг равняющихся на Мавзолей шеренг... Было во всем этом нечто, благодаря чему я ни разу не пожалел о том времени, хотя оно почти на два года прервало мою работу в театре. Наконец слово было найдено. Показать, как формируется характер "горячим способом". Путь к постижению логики поведения Максима и его товарищей был открыт. Мы все почувствовали атмосферу, "температуру" солдатской жизни. Открытый здоровый темперамент, в эпизодах, где есть дух соревнования,- азарт молодости. Полнокровно. Мужественно. Постановка, как и предполагалось, пошла в эфир 8 мая 1954 года. Была третья передача о полюбившемся герое "Как Максим Перепелица выполнял задание". В этом случае была попытка соединить нашего героя с вполне конкретными известными людьми...