Завадье А. - Дельфийский оракул - (исп.: Л.Маратова, В.Сомов, Г.Менглет, М.Погоржельский, Е.Миллиоти, А.Горюнова, М.Виноградова, Р.Макагонова, и др.), (Зап.: 1973г.)

 
Радиопостановка Главной редакции радиовещания для детей Всесоюзного радио СССР по одноимённой пьесе Александра Завадье.

Демосфен, говоря о жестокости и подлости царя Филиппа, призывает народ бороться за свою свободу и готовиться к войне. Тем временем коварные предатели Франсибул и Антифонт замышляют поджечь морские суда афинян, но их план не осуществился. Афинский народ, вдохновленный речами Демосфена, героически сражается и отстаивает независимость родного города.

Александр Самуилович Завадье (род.: 11.09.1923г.) - советский педагог, историк. Автор книг - "Кабинет истории и обществоведения в школе" (1975), "Методическое пособие по новой истории. 8 класс" (1978). Автор текстов к диафильмам подготовленным студией «Диафильм» Госкино СССР - "В средневековом городе", "В средневековой школе", "В средневековом университете", "Из истории борьбы европейских держав за господство на морях, океанах и в колониях в XVI в.", "Великое плавание. Колумб и открытие Америки диафильм по истории для 6 класса", и др..
_______________________

Действующие лица и исполнители:
От автора - Людмила С. Маратова;
Ликург, царь Спарты - Вячеслав В. Сомов;
Фрасибул - Георгий П. Менглет;
Антифонт - Михаил Б. Погоржельский;
Килик - Елена Ю. Миллиоти;
Клеон - Анна А. Горюнова;
Эсхин - Мария С. Виноградова;
Миртала - Роза И. Макагонова;
Демосфен, посланник народа - Константин П. Устюгов;
1-й глашатай - Евгений А. Хорошевцев;
2-й глашатай - Николай В. Грунин.

Режиссёр (радио) - Лия Б. Веледницкая.

P. S.:

В древние времена люди уделяли огромное внимание пророчествам. Пророчества обычно совершались в специальных храмах и собирали толпы страждущих. И хотя с оракулом общался только посредник (медиум), считалось, что его голосом говорит сам пророк. Одним из наиболее почитаемых пророков Древней Греции считался Дельфийский оракул, проводивший сеансы в храме Аполлона у подножья горы Парнас в Дельфах. Дельфийским оракулом на самом деле были греческие жрицы и прорицательницы. Их ещё называли Пифиями по имени легендарного дракона Пифона. Пифии тщательно отбирались жрецами святилища. Когда одна Пифия умирала, ее место занимала другая, которая становилась верховной жрицей. Под воздействием ядовитых растений или испарений, поднимающихся из-под земли, Пифия впадала в божественный транс и просила бога Аполлона предсказать будущее. Хотя во всем мире существовали и другие оракулы, Дельфийская Пифия была самой почитаемой. Расположенные примерно в 100 милях к северо-востоку от Афин, Дельфы считались у греков самым центром (пупом) земли. Многие эксперты сходятся во мнении, что между 1700 и 1400 гг. до н.э. в Дельфах существовало святилище, называвшееся Питоном, и это было место поклонения богине Гее - Матери-Земли, родившей богов. Согласно древнегреческой мифологии богиня Гея выбрала место для своего святилища там, где в расщелине скалы из-под земли появлялся "пар пророчества" и повелела своему сыну Пифону - могучему змею (дракону) охранять его. Гея назначила своей пророчицей нимфу Дафнис. Это и был первый Дельфийский оракул. Дафнис вдыхала "пары пророчества", и могла предсказывать будущее. Но бог Аполлон решил завладеть святилищем, обладавшим пророческой силой. Он убил Гею и ее сына Пифона, и стал единственным богом, которому должны были поклоняться. На этом месте в 7 веке до н.э. был возведен Большой храм Аполлона, ставший самым важным сооружением в Дельфах, а главную жрицу храма стали называть по имени дракона Пифией. Престиж и власть Дельфийского оракула достигли своего пика между 6 и 4 веками до нашей эры. И власть имущие, и простые люди совершали далекие путешествия, чтобы посетить дельфийскую пророчицу. Вначале главная жрица предсказывала будущее только один день в году - в день рождения Аполлона. Но, по мере того, как популярность оракула росла, уже две или три жрицы занимались пророчествами, сменяя друг друга в течение девяти месяцев в году. Зимой, как верили греки, Аполлон покидал святилище и отбывал в теплую Страну Гиперборейцев. А без своего бога провидицы будущее предсказать не могли. Храм Аполлона в Дельфах был резиденцией Пифий, которые давали пророчества за определенную плату. Обычно Пифии делали предсказания за определенную плату. Это были жертвоприношения животных или богатые дары храму. За хорошую плату любой мог услышать волю богов по интересующим его вопросам. Для греков, веривших, что через оракулов они напрямую общаются с богами, дельфийское святилище было неотъемлемой частью их религии. Они верили, что это место было выбрано самим Зевсом. Чтобы найти середину мира, Бог-отец выпустил двух орлов, полёты которых пересеклись в Дельфах. Священное место в виде большой скалы украсили декоративными мотивами и нарекли омфалом (что означает пупок). Омфал был важным символом Аполлона и представлял собой "пуп" древнегреческого мира. Вокруг священного места в Дельфах возникло целое поселение. Кроме Храма Аполлона здесь было святилище Афины, театр, спортивная арена, кладбища и сокровищницы, в которых хранились особо ценные предметы и военная добыча. Однако именно пророчицы - Пифии сделали это место знаменитым. Перед совершением таинства Пифия совершала омовение и принимала паровую ванну, а затем спускалась в подземную камеру (адитон), стоявшую прямо над трещиной. Из трещины поднимались пары воздуха, возможно, увлекавшие за собой вулканические газы. Пифия садилась на треножник, в одной руке она держала ветку лавра (лавр - священное дерево Аполлона), а в другой - чашу с водой из протекающего здесь бурлящего ручья. Под воздействием поднимающихся паров Пифия впадала в транс и начинала бессвязную речь. В обязанности других жриц входило превращение этой речи в осмысленный текст, который потом подвергался толкованию. До наших дней дошли многие свидетельства древних мудрецов, посвященные загадкам Дельфийского оракула. В их числе можно назвать Плиния, Платона, Цицерона, Плутарха, Страбона. Так географ Страбон (64 - 25 г. до н.э.) писал: "Говорят, что Пифия сидит на треножнике прямо над глубокой и довольно узкой каверной, через которую наверх поднимается пневма (газ, пар). Пифия вдыхает пневму и начинает пророчествовать".
Плутарх (46-120 г. н.э.) рассказал о таинственном ритуале подробнее. По его словам, в святилище складываются определенные отношения между богом Аполлоном, Пифией и пневмой: Аполлон уподобляется музыканту, Пифия - инструменту, на котором бог играет, а пневма - плектре (косточке для игры на струнных инструментах). С помощью плектры Аполлон заставляет звучать свой инструмент (Пифию). При этом Плутарх подчеркивал, что пневма источает запах "сладкого аромата", который ощущается не только в адитоне (камере пророчества), но и в предшествующем ему помещении, где собираются жрецы в ожидании выхода к ним Пифии. Испарение пневмы было слабым и нерегулярным, что, по мнению философа, снижало достоверность предсказаний. Обычно Пифия пророчествовала в состоянии слабого транса. Она сидела на треножнике довольно долго, поскольку к ней выстраивалась длинная очередь. Бывало даже, что одну Пифию сменяла другая, затем третья. На протяжении всего "сеанса" Пифии выслушивали вопросы посетителей, давали им ответы, причем говорили измененными голосами и даже напевали свои пророчества. По словам того же Плутарха, после "сеанса" Пифии выглядели измождёнными, а иногда даже впадали в безумие. Казалось бы, "дурманящий газ" - это чисто мифологическое явление. Вплоть до XIX века учёные не воспринимали всерьез версию древних о вулканических газах, поскольку археологические раскопки в Дельфах не подтверждали наличия под храмом Аполлона каких-либо тещин или утечек газа. Но в 1996 году геологи обследовали фундамент храма, и обнаружили широкую трещину. Учёные предположили, что "дурманящим газом" в Дельфийском храме мог быть углекислый газ или смеси газов. Как выяснилось, в храм действительно поступают токсичные газы истекающие из грота в основании строения. Они выделяются при трении слоев известнякового туфа. В состав газа входят метан, этан и этилен. Этилен имеет сладковатый запах, а его небольшая концентрация может вызвать состояние транса. По мнению токсиколога Спиллера, ощущения от вдыхания этилена совпадают с ощущениями от вдыхания пневмы, описанными в различных исторических источниках. Как бы там ни было, а Пифии впадали в транс и начинали свои пророчества, зачастую намеренно двусмысленные. И вот почему: отсутствие ясности и деталей помогало сохранять авторитет оракула. Лучше быть неопределенным, чем откровенно ошибаться. Возможно, именно эта стратегия и держала Оракула в Дельфах в большом почете в течение многих лет. Вот некоторые из известных пророчеств Дельфийского оракула:
- Нет никого мудрее Сократа.
- Любовь к деньгам погубит Спарту.
- Крез, не нападай на Персию, ибо твоя империя падет.
- Афины и Спарта погибнут от Дария Персидского.
- Александр Великий - ты будешь непобедим.
Благодаря Дельфийскому оракулу святилище приобрело власть, славу и богатство. Поэтому многие государства хотели получить контроль над Дельфами. Борьба за власть велась с 5 по 1 века до нашей эры. В 191 году до н.э. Дельфы были захвачены римлянами, которые удерживали их почти 600 лет. В 392 году римский император Феодосий запретил все языческие культы, и римляне разрушили святилище. Так закончилось время пророчеств Дельфийского оракула, время, дававшее людям веру в общение с богом и решения насущных проблем.