Куприн А. - Белый пудель - (исп.: Н.Литвинов, Н.Пастухов, Н.Рязанова, Е.Васильев, В.Невинный, В.Лепко, М.Корабельникова, Л.Топчиев, С.Цейц), (Зап.: 1981г.)

 
Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по одноимённому рассказу русского писателя Александра Куприна.

«Белый пудель» - Рассказ, 1904 год / Первая публикация в феврале - марте 1904 года в петербургском журнале «Юный читатель» (№2, 3).

По Крыму странствует бродячее трио, состоящее из старика-шарманщика, мальчишки-акробата и дрессированного белого пуделя. И вот одному капризному сыну миллионера захотелось получить собаку. Так как предложение продать пуделя было встречено категорическим отказом, его выкрали, но мальчик поспешил на выручку четвероногому другу.

Александр Иванович Куприн (26 августа [7 сентября] 1870г., г. Наровчат - 25 августа 1938г., г. Ленинград) - русский писатель, переводчик.
__________________________

Действующие лица и исполнители:
Рассказчик - Николай В. Литвинов;
Мартын Лодыжкин, дедушка - Николай И. Пастухов;
Серёжа - Наталья Н. Рязанова;
Арто (звукоимитация) - Евгений Н. Васильев;
дворник - Вячеслав М. Невинный;
барыня - Виктория В. Лепко;
Трилли - Маргарита П. Корабельникова;
доктор - Леонид Г. Топчиев;
лакей - Сергей С. Цейц.

Инсценировка - Сергей М. Богомазов.
Редактор - Ирина И. Якушенко, Мириам А. Ашкинезер.
Режиссёр (радио) - Лия Б. Веледницкая.
Композитор - Степан М. Соснин.
Звукорежиссёр - Алексей Рымаренко.
Звукооператор - Людмила Любошиц.

Иллюстрации:
А.Куприн

P. S.:

У него были острые, зоркие глаза наблюдателя и охотника, широкие плечи и каменные мускулы борца, коренастая, словно вросшая в землю, фигура человека, шутя поднимавшего огромную тяжесть. Он обладал цепкой памятью и неистощимой способностью видеть «душу живую» в самых неожиданных предметах и вещах. И судьба этого человека была необыкновенная, словно сюжет приключенческого романа. Александр Иванович Куприн (1870-1938) с раннего детства узнал всю горечь бедности: мать, оставшаяся после смерти мужа почти нищей, отдает сына сначала в сиротский приют, потом в кадетский корпус, по окончании которого он попадает в юнкерское училище. Так, с юных лет ему открывается «изнанка жизни», насилие, принуждение, солдатская муштра с непременными, тогда еще не запрещенными, телесными наказаниями за малейшую провинность. В стенах учебной казармы впервые властно захватила его страсть к писательству, заполнившая потом до краев всю его яркую, противоречивую жизнь. Юнкер Александр Куприн за недостойное для будущего офицера занятие - «бумагомарание» - был отправлен под арест на хлеб и воду, и первым его слушателем стал полуграмотный унтер-офицер, карауливший карцер. Из училища Куприн был выпущен в чине подпоручика. И потянулись нескончаемые серые будни, месяцы и годы бессмысленной, отнимающей силы и убивающей душу муштры, ежедневно наблюдаемых издевательств над солдатами... Этого он не смог забыть, как не забыл и мучительных скитаний по России в поисках заработка, когда навсегда оставил военную службу. Кем только он не был ! Заводским рабочим и наборщиком в типографии, грузчиком на пристани, бродячим актером и «босяком», церковным певчим и борцом в цирке, газетным репортером и даже... медиумом (так называли людей, которые на спиритических сеансах якобы беседовали с духами умерших, словом, «общались» с потусторонним миром). Куприн не мог не писать. Слишком жадный интерес вызывали в нем сотни людей и событий, слишком увлекало его загадочное умение рассмотреть за обыкновенным - особенное, присущее только этому человеку и даже, может быть, животному. Уже в конце своей сложной жизни, испытав европейскую славу, измученный тоской по Родине, которую он покинул и снова совсем ненадолго обрел (в 1937 году он вернулся в Россию из многолетней эмиграции и умер уже на родной земле), Куприн говорил: «Буду писать даже на заборах, если надо высказаться». Он был горд своим призванием художника: «Наблюдать человека, стараться проникнуть в тайну его мыслей, желаний, ощущений». И жизнь, изменчивая, прекрасная и романтичная, порою страшная и трагическая, бурно, неудержимо и страстно раскрылась в его ослепительно ярких, озаренных талантом произведениях. То это исповедь, то древнее сказание, то торжествующий гимн человеческому мужеству, то мучительное воспоминание об ужасе армейских будней - повесть «Поединок», которым Куприн «вызвал на дуэль царскую армию»... От «светской хроники» в крошечных провинциальных газетах Куприн поднялся к всемирной славе гиганта русской классической прозы. Героями темпераментных, удивительно достоверных в описании быта и все-таки романтических произведений А. И. Куприна становились люди, которым, казалось бы, «заказан» был вход в большую литературу - босяки, нищие, бродячие артисты, цирковые борцы и танцовщицы, словом, «люди без роду, без племени». Порой героями его рассказов и повестей становились животные, которых он очень любил и часто спасал от болезней и смерти. Каждый раз читатель оказывался во власти магического дара писателя: умения преображать самые обыденные факты, добираться до глубинной сути всем известных и потому почти не останавливающих внимания событий. «Река жизни» так назван один из знаменитых купринских рассказов. Так можно было бы охарактеризовать и его творчество. Сегодня мы встретимся с героями замечательной маленькой повести А.И. Куприна «Белый пудель», в которой происходит много волнующих событий, связанных с жизнью нищих циркачей. В этом широко известном и любимом многими поколениями маленьких читателей произведении снова и очень ярко отразились человечность, чуткость таланта писателя, умевшего рассмотреть за незначительным и обычным столько трогательного, смешного и грустного. Следуя дорогой приключений героев, среди которых не последнее место принадлежит ученому пуделю Арто, мы наверняка сумеем понять, на чьей стороне писатель, кому он симпатизирует и кого и за что презирает. - М.Бабаева -