Фрагмент передачи подготовленной Пензенским радио - Интервью советского кинорежиссёра Владимира Мотыля о подготовке к съёмкам фильма «Звезда пленительного счастья».
Владимир Яковлевич Мотыль (26.06.1927г., Лепель (ныне - Лепельский р-н, Витебская обл.) - 21.02.2010г., г. Москва) - советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РФ (2003). В 1948 году Мотыль окончил актёрское отделение Свердловского театрального института и в 1957 году исторический факультет Свердловского университета (заочно). Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне - Новомосковск, Тульская обл.) и в Нижнем Тагиле. С 1955 года - главный режиссёр Свердловского ТЮЗа. В 1957-1960 гг. - режиссёр Свердловской киностудии. Свой первый самостоятельный фильм, «Дети Памира», Мотыль снял в 1963 году на Таджикской киностудии. В 1967 году снял трагикомедию на военную тему «Женя, Женечка и „катюша“», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Всенародную известность В. Мотылю принёс приключенческий фильм «Белое солнце пустыни». С начала 1970-х гг. преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров следующие дисциплины: «Мастерство кинорежиссера», «Работа с актёром», «Монтаж». В 1993-1995 гг., 1996-1998 гг., 2002-2004 гг. - руководитель режиссёрских мастерских. В 1976-1985 гг. - художественный руководитель Студии художественных фильмов творческого объединения «Экран» телецентра «Останкино». В 1990-е годы часто выступал как художественный руководитель в фильмах молодых режиссёров. В 1999 году выбран председателем жюри IX МКФ «Послание к Человеку».
Иллюстрации:
В.Мотыль
P. S.:
В 1975 году вышел фильм режиссёра Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Фильм был снят к 150-летнему юбилею восстания декабристов. Фильм рассказывает о жёнах декабристов, которые не побоялись суровой жизни и отправились за сосланными мужьями и возлюбленными в Сибирь. Владимир Мотыль признавался, что сюжет о декабристах и их женах он очень давно хотел снять, но все не получалось. К 1974 году несколько сценариев, посвящённых эпохе декабристов, предложенных Владимиром Мотылём, были отвергнуты Госкино. Впоследствии Мотыль вспоминал, что его первая попытка снять исторический фильм - была экранизация «Кюхли» Юрия Тынянова. Но ЦК КПСС сценарий забраковал. Через некоторое время то же самое случилось со сценарием «Декабристы» Геннадия Шпаликова и Иосифа Маневича. В ходе работы сценаристов Мотыль постепенно пришёл к пониманию того, что Каховский, а именно он по начальному замыслу был главным героем проекта, не может олицетворять дух декабристов. Каховский был из обедневших дворян и, потерпев крушение в любви, чуть ли не искал смерти. Мотыль предпринял ещё одну попытку снять фильм об эпохе декабристов. «Комета - судьба моя» - эта цитата из воспоминаний Полины Гебль (в замужестве Анненкова) стала главной сюжетной линией фильма, - вспоминал кинорежиссёр. Но заявку фильма об Иване и Полине тоже забраковали в Госкино. Мотивы отказа были очень похожи на отказ на «Кюхлю». Кюхельбекер был признан «не тем» героем за нерусскую фамилию, француженка Полина также, по мнению чиновников Госкино, не годилась на роль главной героини. Мотыль упорствовал и, изменив первоначальный сценарий вместе с Олегом Осетинским и Марком Захаровым, написал «Звезду пленительного счастья». «Это был единственный случай, когда я прислушался к указанию редакторов и свёл в один поток три истории: Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и Прасковьи Анненковой», - рассказывал впоследствии кинорежиссёр. Несмотря на новое прочтение, на «Мосфильме» сценарий «Звезды пленительного счастья» не приняли, и Владимир Мотыль предложил картину студии «Ленфильм». Однако финансирование картины было урезано вдвое, и от заявленных трёх миллионов рублей киносъёмочная группа получила всего полтора. Картину помогли снять ленинградцы. «Жители города, - вспоминал режиссёр впоследствии, - свою тему приняли близко к сердцу и, несмотря на запреты чиновников пускать нас в музеи, давать нам подлинный реквизит, нас пускали везде». Для съемочной группы «Звезды пленительного счастья» были открыты не только двери дворца в Петергофе, но и Зимний дворец, куда попасть в советское время для организации киносъёмок было особенно тяжело. Мотыль посвятил фильм «Звезда пленительного счастья» не идеям декабристов, а женам декабристов - вернее , женщинам России, сознательно превратив картину в романтическую мелодраму, великолепную, возвышенную, по причине качества работы и в силу её посвящения жертвенному подвигу. Мелодраму, не драму, не трагедию.