«Глушь» - Повесть
Если произведение пылится в архиве, оно выпадает из науки. На подобный обет молчания была обречена и повесть «Глушь». После единственной газетной публикации повести Короленко ни разу не печатал её в книжном варианте и был противником включения в собрание своих сочинений. Только единственный раз («в нарушении авторской воли») советский филолог и исследователь творчества Владимира Короленко - Майя Анатольевна Соколова познакомила читателей ХХ века с полным текстом повести «Глушь».
Местом действия описанных в повести событий является городок с говорящим названием Пустолесье - самое типичное провинциальное полугородское-полудеревенское селение, каких было много по всей царской России. Особое место в повести отведено автором событию связанному со строительством нового каменного храма рядом со старой церковью, который в скором времени внезапно обрушился. Обрушение вновь построенного храма вызвало у многих жителей городка ужас и страх ... «3» июля 1879 года, недавний студент и начинающий писатель Владимир Короленко вместе с братом Илларионом прибыл в маленький провинциальный городок Глазов (в XIX веке - уездный город в составе Вятской губернии) отбывать политическую ссылку. Именно в Глазове Владимир Короленко стал свидетелем падения «29» сентября 1879 года (по старому стилю) недостроенного Преображенского собора. Реалии жизни Короленко в Глазове послужили основой для нескольких литературных произведений писателя, таких как очерки «Собор с зароком», «Ненастоящий город» и повесть «Глушь», а также автобиографическая хроника «История моего современника».
Владимир Галактионович Короленко (15 [27] июля 1853г., г. Житомир - 25 декабря 1921г., г. Полтава) - российский и украинский писатель, журналист, прозаик и редактор, общественный деятель. Известный публицист, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и советской власти. Короленко был связан с революционным движением, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о проведённом на юге России детстве и ссылкой в Сибирь. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902, с 1918).
_________________________
Михаил Николаевич Баташов (1908г. - 1996г.) - советский актёр театра и кино, режиссёр радио. Выпускник Вахтанговской школы (1930). Служил в Вахтанговском театре (1927-1933). В 1933-1956гг. - актёр МХАТ им. Горького. С середины 1950-х гг. работал режиссёром и чтецом на Всесоюзном радио СССР.
Иллюстрации:
В.Короленко
г. Глазов, Преображенский собор (виды собора с разных точек)
P. S.:
Газета «Вятские губернские ведомости» ограничилась перепечаткой телеграммы глазовского уездного исправника: «Вчера в 9 часов вечера вновь строящийся храм обрушился, остались одни стены с трещинами; несчастий нет». Однако крушение собора все-таки унесло одну человеческую жизнь. Единственной жертвой той катастрофы стал настоятель Преображенского храма и глазовский благочинный - протоиерей отец Михаил Фармаковский (1833-1881). История Преображенского собора ведёт своё начало с 1780 года, когда, согласно указу императрицы Екатерины II, село Глазово получило статус уездного города Вятской губернии. В селе ещё с середины XVIII века на берегу реки Чепцы стояла небольшая деревянная Вознесенская церковь. Но новоприобретенный статус города обязывал жителей Глазова иметь более представительный и внушительный храм. На городской площади началось возведение новой каменной церкви. Храм строился на пожертвования купеческой вдовы из города Слободского Фёклы Сидоровны Кореневых (или Кореневой) и на скудные средства прихожан. Строительство было завершено в 1793 году. Первый Преображенский собор был грузным и тяжеловесным однокупольным зданием, построенным в провинциальном стиле «вятского барокко». В 1809 году в центре городской площади рядом с собором возвели каменную Вознесенскую храм-колокольню, уже в стиле зрелого классицизма. Спустя полвека между собором и колокольней «тщанием и иждивением глазовского купца Григория Сергеева при помощи прихожан и церковной казны» была пристроена «тёплая церковь» в память Святого Николая Чудотворца. Но, несмотря на это, церковных зданий в городе не хватало. Со времен постройки Преображенского собора население Глазова и окрестных деревень выросло, и старый храм уже не вмещал всех своих прихожан. Теснота здания приносила большие неудобства и духовенству, и мирянам. Но только после прихода нового протоиерея отца Михаил Фармаковский дело расширения главной городской церкви наконец-то сдвинулось с мёртвой точки. Оказавшись в Глазове, отец Михаил решает «воздвигнуть приличный городу, благолепный храм». Но при этом задумывает снести старый Преображенский собор как тесный и слишком «простой архитектуры», а на его месте поставить новый. По словам одного из горожан, хорошо знавшего отца Михаила, это была «личность гибкого ума, настойчивого, решительного характера, открытая иногда до резкости». Начиная новое дело, протоиерей Фармаковский поначалу ещё мог прислушаться «к толкам, если таковые возникали, по тому или другому обстоятельству», принимая их к сведению, но затем, окончательно составив свое мнение, «уже действовал настойчиво, решительно, не уступая ни обстоятельствам, ни убеждениям». Проект нового храма отец Михаил заказал вятскому губернскому инженеру и архитектору А.С. Андрееву. Когда чертежи собора были готовы, протоиерей созвал собрание купцов и «лучших именитых мужей» Глазова. Городское общество с восторгом встретило представленный отцом Михаилом проект пятикупольного храма, но после перед прихожанами встал неизбежный вопрос: «Следует ли для постройки нового храма сломать часть старого ?». Старый собор украшал город уже более 80-ти лет. В храм ходили на службы и на праздники. Здесь венчались и крестили младенцев, отпевали родных. И многие «именитые мужи», жалея старый собор, предложили не трогать здание. Однако отец Михаил не собирался отступаться от задуманного. «Путем настояний и убеждений» протоиерей сумел вырвать согласие большинства «на сломку». В 1877 году старинный Преображенский собор был разрушен. По словам Владимира Короленко, «древний старик упирался и крепко отстаивал свое существование. Кирпичи окаменели, не поддавались ломке, стены были точно высечены из одного камня. Старожилы плакали, глядя на эту борьбу, но, в конце концов, древнее здание рухнуло...». На месте погибшего собора немедленно начали возводить новый храм, но Глазов, городок небольшой и бедный, не мог дать тотчас же необходимых средств. Крестьяне-удмурты Глазовского уезда жертвовали на храм мало и неохотно, а часть прихожан, недовольных «сломкой» старого собора, предпочла самоустраниться. Не раз, когда «не доставало на стройку средств», отец Михаил шёл на поклон «к именитым людям». Священник «просил, убеждал.., и стройка продолжалась». Но затянувшееся строительство и вечный недостаток денег невольно подтолкнули отца Михаила и губернского инженера Андреева к опасной экономии средств и материалов. Кирпич приобретался самый недорогой, а следовательно, плохой. Вместо новых железных связей, необходимых для прочности церковных стен, использовались старые, оставшиеся от разрушенного собора. Стройку спешили завершить к зиме. «Строили, торопясь, не давая скрепнуть и просохнуть стенам и колоннам». По свидетельству Владимира Короленко, «старые ржавые связи, с трудом оторванные от крепких древних стен, вставлены в дрянные новые. Дешевый новый кирпич разваливался в щебень от легкого удара. Говорили ещё о какой-то ошибке в плане, но мало ли чего не говорили. Ведь достаточно ржавых связей и мусора, носившего название кирпича, чтобы объяснить, почему это детище приходского честолюбия родилось мёртвым...». К сентябрю 1879 года, «после того, как последний купол был поставлен на место», отец Михаил поспешил провести освящение Преображенского собора. Владимир Короленко издалека наблюдал эту церемонию: «Ясно была видна верхняя часть освящаемого здания, леса, четыре меньших купола и пятый, главный. На лесах живой, извивающейся лентой пестрела толпа молившихся, подымавшаяся вслед за священниками, которые шли крестным ходом на вершину здания. В ясном воздухе мелькали развевавшиеся полотнища хоругвей...». Однако, спустя всего несколько дней после освящения храма, по городу разнеслись тревожные слухи, что «в колоннах нового собора показались трещины». Накануне катастрофы Короленко, проходя вечером мимо храма, заметил, что «внутри здания, в густой чёрной мгле что-то точно шевелилось и шуршало. Временами слышалось, как сыплется штукатурка; валились и стучали мелкие камни...». Архивные документы полностью подтверждают свидетельство писателя. В рапорте глазовского духовенства на имя епископа Сарапульского Нафанаила сообщалось: «С полудня 28 сентября при вновь строющемся в г. Глазове храме начали образовываться трещины на 4-х колоннах, находящихся по средине храма, а потом ... в 29 число от колонн начали отделяться отломки кирпичей...». Собор рухнул вечером 29 сентября 1879 года по старому стилю. В письме к родным Короленко описал это чрезвычайное происшествие так: «Новый собор, который здесь воздвигали, – рухнул очень торжественно; вечером часов в 10, глазовцы были поражены звуком, вроде грома… Оказалось, что все купола обрушились вниз...». Первыми рухнули колонны. Следом обрушились своды собора, уже покрытые железной крышей, и все пять куполов. Сами стены храма устояли, но в них со всех сторон зияли глубокие трещины. Впервые очерк Владимира Короленко «Собор с зароком», фактически представлявший собой репортажную зарисовку гибели храма, был напечатан спустя почти сто лет после описанных в нем событий. 14 июля 1973 года, к 120-летию со дня рождения писателя, известный короленковед А. Храбровицкий опубликовал этот рассказ на страницах глазовской газеты «Красное знамя». В октябре 1879 года для расследования причин ЧП из Вятки прибыла комиссия во главе с губернским архитектором И.В. Нефедьевым. По мнению экспертов, основными причинами обрушения Преображенского собора послужили: «1. Неудовлетворительное качество употребленных при постройке материалов. 2. Недостаточный размер железных связей. 3. Слабое основание столбов», поддерживающих своды здания. Были выявлены и ошибки при проектировании пилонов, подпорок и главного купольного барабана.» Но выводы комиссии ничуть не повредили архитектору Андрееву, одному из главных виновников обрушения собора. Он по-прежнему продолжал занимать пост губернского инженера вплоть до выхода в отставку в 1894 году. Горожане были страшно потрясены катастрофой. Но больше всех был «поражен и убит» сам отец Михаил. В несколько дней 46-летний протоиерей «состарился, осунулся, захирел». От нервного потрясения священник заболел смертельной болезнью «скоротечной чахоткой» и ушёл из жизни «6» февраля 1881 года, спустя полтора года после катастрофы. Глазовцы, пораженные безвременной кончиной своего благочинного, простили покойному все его ошибки. 16 февраля весь город проводил протоиерея Фармаковского в последний путь. Очевидец писал: «Трогательно было зрелище погребения. Церковь была полна как в великие праздники; а когда началось последнее прощание, то все, и стар, и мал, двинулись к покойному. Некоторые из сослуживцев и знаемых почтили покойного речами...». Отец Михаил был похоронен возле стен Преображенского собора. Ещё при жизни протоиерея развалины храма были разобраны и начато строительство нового здания. Дело отца Михаила Фармаковского продолжил его преемник протоиерей отец Иоанн Дернов, в прошлом известный изобретатель-самоучка. Восстановление собора шло долго и трудно. Не хватало средств и материалов. Полное восстановление Преображенского собора завершилось лишь спустя 17-ть лет после катастрофы - в 1896 году. Дальнейшая судьба Преображенского собора оказалась непростой и печальной. После 1917 года храм неоднократно отбирали у верующих и возвращали обратно. В 1960 году собор, снова закрытый, был взорван, но кладка невероятной толщины и прочности на этот раз устояла. После неудачного взрыва глазовские власти с громадным трудом почти два года отбойными молотками и гусеницами тракторов долбили и разрушали стены храма. Сегодня на месте многострадального Преображенского собора находятся брусчатка и клумба на северной стороне городской площади Свободы.