Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Литературно-музыкальная композиция по одноимённой сказке Александра Пушкина в исполнении Веры Марецкой.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - Сказка, (год написания: 1831)
Однажды царь Салтан подслушал под окнами разговор трех сестриц. Потом женился, родился у царя наследник. Да по навету злому, не увидев сына, отправил он жену с ребенком в море, законопатив в бочку. Сломав бочку, выросший не по дням, а по часам царевич Гвидон спас лебедь, оказавшуюся прекрасной царевной, которая отплатила за спасение и службой, и советом, и любовью.
_______________________
Вера Петровна Марецкая (18 (31) июля 1906г., Барвиха - 17 августа 1978г., г. Москва) - советская актриса театра и кино. Герой Социалистического Труда (1976), народная артистка СССР (1949), лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951). Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1976). Среди коллег была известна как «хозяйка Театра имени Моссовета».
Музыка - Николай А. Римский-Корсаков.
Режиссёр записи - Эмиль Верник.
Музыкальное оформление - Ольга Трацевская.
Редактор - М. Бутырская.
Реставрация - И. Шнипенко.
Иллюстрации:
В.Марецкая
P. S.:
Вряд ли найдётся человек, которому не были бы знакомы пушкинская «Сказка о царе Салтане» и одноименная опера Римского-Корсакова. С детства и на всю жизнь входят в наше сознание персонажи сказки: и царь Салтан, и царевич Гвидов, и ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, и царевна Лебедь, и тридцать три богатыря с дядькой Черномором... Но вот звучит голос Веры Петровны Марецкой, и мы как будто впервые слышим такие знакомые и дивные пушкинские строки, понимаем, что до сих пор чего-то не улавливали, что-то пропускали и только сейчас перед нами открылась вся прелесть этой сказки. Вера Петровна читает пушкинские стихи так, как будто они рождаются тут же, только что, при нас. Она восхищается поэзией сказки, музыкальностью стиха, очарованием сказочных образов, и это восхищение актрисы, это наслаждение прелестью поэзии сразу передается нам, и мы не только разделяем его, а тоже заражаемся им. Так бывает, когда слушаешь музыку и мысленно, про себя, подпеваешь мелодии, как бы соучаствуя в её создании. Вера Марецкая читает сказку Пушкина очень непохоже на то, как читают её другие артисты. Отличает её чтецкую манеру то, что она полагается на поэтичность и музыку текста, который как бы сам на крыльях несет нас именно туда, куда определил Пушкин. Роли, которые довелось сыграть Вере Петровне в театре и в кино, поразительно непохожи одна на другую. Ее героиня Варвара в фильме «Сельская учительница» появлялась вначале 16-летней девушкой, перед выпускным балом, а в финале Варваре Васильевне было 60-ть лет: вся её жизнь прошла перед нами. В фильме «Член правительства» Марецкая играет полуграмотную крестьянку Александру Соколову, становящуюся председателем колхоза, депутатом Верховного Совета. Её внутренний духовный рост происходит буквально на наших глазах. Примерно в это же время Марецкая играла в театре им. Моссовета школьницу Машеньку в одноименной пьесе Афиногенова, тонко и достоверно передавая сложную и хрупкую психику подростка. И рядом с этим Мирандолина - весёлая, обворожительная хозяйка гостиницы, из чистого озорства влюбляющая в себя заклятого женоненавистника. В телефильме «Ночной звонок» Вера Петровна играла 80-летнюю колхозницу, добрую, деятельную и до того подлинную, что не верилось, что актриса в те же дни, когда шли съёмки «Ночного звонка», по вечерам на сцене театра играла эксцентричную, умную и очень добрую американку миссис Сэвидж. Разнообразие актёрских красок, которыми пользуется Вера Петровна, поражало уже в первую пору ее актерской биографии. Она - ученица народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, художественного руководителя театра им. Моссовета Ю.А. Завадского, одного из лучших театральных, педагогов Советского Союза. Это большая удача актрисы - иметь такого учителя, наставника, друга. Да и быть педагогом у артистки такого таланта, такого трудолюбия, такого тонкого вкуса и такого разнообразия приемов - тоже немало значит в жизни режиссёра. Оба они отлично понимают это, и ещё больше требований возникает у каждого из них, ещё ответственней становится каждая новая совместная работа. Когда говорят и пишут, что у Веры Марецкой счастливая актёрская судьба (хорошие роли, прекрасный режиссёр), - это таки есть. Но вряд ли можно было об этом говорить, если бы не её счастливая работоспособность, непрекращающийся труд, творческая изобретательность, интерес к каждой новой работе. Театр, кино, радио, телевидение, - вся эта многоплановая работа требует огромной подготовки, шлифовки. И всегда у зрителей и слушателей остается ощущение, что её роли, её концертные номера, столь непохожие, созданы легко, без труда, сами собой. Когда слушаешь «Сказку о царе Салтане», невозможно представить себе, что это, хоть и радостный, но долгий нелёгкий труд. Будем же благодарны и за талант, и за труд, и за выбор материала, и за то, что она народная артистка СССР Вера Петровна Марецкая, - наша современница ! - С. Дунина -