Махмудов Л. - Ох, уж это письмо - (водевиль), (исп.: Т.Шатилова, Б.Захарова, Т.Канаева, Г.Клёнова, Е.Весник, В.Зубарев, О.Аросева, Б.Рунге, и др.), (Зап.: 1976г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по страницам книги узбекского писателя Латифа Махмудова - «Дневник, письмо и первоклассница». В 1984 году на киностудии «Узбекфильм» советским режиссёром Хабибом Файзиевым был снят 2-х серийный детский художественный телефильм «Дневник, письмо и первоклассница» по одноимённому произведению Латифа Махмудова (название серий: «Загадочное письмо» и «Что такое счастье ?»).

Забавные истории двух озорных мальчишек из чудного города - солнечного Ташкента.

Латиф Махмудов (род.: 01.07.1933г., г. Ташкент) - узбекский писатель, журналист, сценарист. Заслуженный работник культуры Узбекской ССР (1977). Окончил общеобразовательную школу № 40 им. Алишера Навои (Ташкент). После окончания школы Махмудов поступил на филологический факультет (отделение журналистики) Среднеазиатского Государственного университета (ныне - Национальный университет Узбекистана). С 1956 года работал на республиканском радио, а в 1958 году был назначен на должность главного редактора молодёжных программ республиканского радио. В должности главного редактора работал более 20-ти лет, а с 1979 года возглавлял отдел «Детской литературы» при издательстве «Ёш гвардия» (ныне - «Янги аср авлоди»). Свою литературную деятельность Махмудов начал в 1956 году. Махмудов известен как автор детских рассказов, пьес, а кроме этого автор сценариев фильмов.
Махмудов автор более 30-ти произведений среди которых - «Қадрдон кўзлар» (Родные глаза) (1961), «Чинор» (Дуб) (1961), «Икки ўртоқ» (Два друга) (1963), «Вафо» (Верность) (1963), «Қирғий» (Сокол) (1965), «Шўх дарёнинг сири» (Секрет весёлой реки) (1966), «Болалар шодлиги» (Детское веселье) (1968), «Икки дангаса саргузашти» (Приключение двух лентяев) (1970), «Сирли хат» (Письмо с тайной) (1974), «Жасур болалар» (Храбрые дети) (1971), «Қонга яширинган одам» (Человек спрятавшийся в крови) (1979), «Эски дутор сирлари» (Секреты старого дутора) (1980). Самой популярной книгой Махмудова считается "Горные тюльпаны", за которою он получил в 1984 году премию им. Гафура Гуляма. В 2000 году Латиф Махмудов был награждён орденом «Солом авлод учун» (За здоровое поколение).
______________________

Действующие лица и исполнители:
Батыр - Татьяна Ю. Шатилова;
Мирвали - Бронислава И. Захарова;
Умида, первоклассница - Татьяна А. Канаева;
Мунира Батырова - Галина Клёнова;
Алиджан Валиевич, учитель русского языка - Евгений Я. Весник;
отец Батыра - Виктор В. Зубарев;
пассажир в автобусе - Ольга А. Аросева;
отец Умиды - Борис В. Рунге;
- а также - в эпизодах и массовых сценах артисты московских театров и московские школьники.

Перевод с узбекского - Ф. Камалов.
Режиссёр записи - Феликс Е. Тобиас.
Композитор - Михаил А. Меерович.

Иллюстрации:
Л.Махмудов

P. S.:

Сегодня мы окажемся в театре. Правда, это не настоящий театр, где по сцене расхаживают люди в красивых костюмах, где звучат монологи, и за сдвинутым занавесом во время антракта таинственные, невидимые «слуги просцениума» переставляют декорации. Нет, мы в школьном радиотеатре. Сегодня идёт весёлый водевиль под названием «Ох, уж это письмо». А что такое водевиль, мы сейчас узнаем. Этому жанру не так много лет или тысячелетий, как, скажем, трагедии или комедии. Он родился каких-нибудь полтора-два столетия назад. Но есть театралы, которые так любят водевиль, что предпочитают его другим жанрам. Когда ты прочтешь комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», то познакомишься с одним завзятым театралом по фамилии Репетилов. Так вот, этот легкомысленный человек категорически утверждал, что только «водевиль есть вещь, а прочее все гиль !» Дань увлечения водевилем отдавали и гораздо более серьёзные люди, чем Репетилов. Конечно, в водевиле не произносят «высоких» речей, не решают важнейших проблем жизни. Водевиль он и есть водевиль - весёлое, смешное, забавное, полное шуток и розыгрышей представление, по ходу действия которого герои могут преображаться до неузнаваемости, дурачить друг друга и самих себя, распевать песенки и лить лёгкие слёзы. За какие-нибудь полчаса отъявленный злодей в корне меняется и становится добродетельнейшим «паинькой», за преступление моментально воздается наказанием. А к финалу, смотришь, герои, что видеть друг друга не могли, обнявшись, пляшут и поют, клянясь в вечной дружбе... Итак, вооружившись этими познаниями, мы отправляемся вслед за двумя озорными мальчишками - Батыром и Мирвали «в чудный город - солнечный Ташкент». Ребята, отнюдь не блещущие благонравием, честно предупредили нас: «Давным-давно мечтаем мы прославиться, для этого мы в пьесу и пришли, мы каждый день стараемся исправиться...» А за этими словами, как нетрудно догадаться, в конце следующей строки песенки должно обязательно следовать имя «Мирвали». Да, так оно и есть! А почему ? Да потому, что в водевиле герои обязательно время от времени должны поговорить стихами или спеть подходящую к случаю песенку - без этого нет и водевиля... Так при чем же здесь все-таки то самое письмо, говоря о котором, драматург Л. Махмудов не смог удержаться от восклицания «0x !» ? Погодите, не все же сразу ! О письме речь впереди. А пока мы ещё только в самом начале повествования о провинившемся во множестве проступков Батыре и его забияке-приятеле с «чувствительным сердцем», которое «двойку за неделю чувствует». Мы знакомимся ещё с несколькими персонажами: учителем, одноклассницей ребят - Мунирой, плаксой-первоклашкой и другими. Начинаем понимать, что мальчишки столько «накуралесили», что положение создалось просто угрожающее. И когда учитель дает Батыру письмо к его отцу, они начинают гадать, за какой же из бесчисленных проступков, за какую шалость придется Батыру отвечать - ведь письмо-то («ох, уж это письмо ?»), наверняка, с вызовом отца в школу. Но, как поется в песенке, которая стала для мальчишек девизом; «безвыходных пoложений не бывает !» и ребята начинают строить воздушные замки - как успеть за рекордно короткий срок исправить все проступки, за которые Батыру пришлось бы держать ответ перед отцом и перед учителем. Как бы так сделать, чтобы за два коротких дня, пока его отец успеет вернуться из командировки, озорник и забияка сумел стать «чистеньким, как стеклышко»... Тут и вступает в силу закон водевиля: «всё невпопад». И мы вместе с ребятами будем решать головоломную задачу с множеством противоположных решений, из которых ни одно не совпадает с правильным. Так как же все-таки, в конце концов, им удастся выпутаться на этого тупика ? Вот об этом мы узнаем по ходу полного, забавных происшествий представления, которое нам предстоит услышать и которое, чтобы правильное решение не забылось, специально записали на пластинку... - М. Бабаева -