Товстоногов Г - Беседы об искусстве (из книги Круг мыслей)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Г. А. ТОВСТОНОГОВ
Из книга «Круг мыслей»

Станиславский сегодня
Про это
Об Андрее Михайловиче Лобанове
Черкасов

Театрального режиссера зрители видят только на премьере нового спектакля, когда он вместе с актерами выводит на аплодисменты. Однако все, что видят зрители в театре, определено и продиктовано волей и талантом режиссера, — и выбор пьесы, и игра актеров, и весь спектакль — от его идейного замысла, жизненной содержательности до санов малой детали актерского костюма.
Уже в конце прошлого века режиссеры все более и более «захватывают» в театре власть, режиссер становится ведущей фигурой театрального искусства. Возвышение режиссера было вызвано, разумеется, не чьим-то личным властолюбием, но причинами общественного, социального поряд¬ка, которые ставили перед искусством все более сложные задачи. Первыми режиссерами в современном значении этой профессии были основатели Московского Художественного театра К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, реформировавшие русское сценическое искусство. Среди ныне действующих советских режиссеров, наследников лучших мхатовских традиций одно из первых мест принадлежит Георгию Александровичу Товстоногову.
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных прений Георгий Александрович Товстоногов качал сценический путь в 1931 году в Тбилиси, где он родился и вырос, в русском театре юного зрителя, В 1938 году ов завершил своё профессиональное образование в Московском институте театрального искусства им. А В. Луначарского, где его педагогами были замечательные советские режиссеры А. М. Лобанов и А. Д. Попов,
В Тбилиси Товстоногов жил и работал в необычайно талантливой и насыщенной художественными впечатлениями среде, был свидетелем легендарных творческих свершений мастеров гру¬зинского театра, которые создали в нашей стране одну из самых богатых театральных культур. Для судьбы молодого художнике отнюдь не безразличен уровень профессиональной среды, в которую он вступает, — ее идеалы, критерии, вершины; по ним равняется впервые входящий.
Молодой режиссер видит спектакли выдающихся режиссеров — К. Марджанишивили и С. Ахметели, игру таких замечательных мастеров гру¬зинского актерского искусства, как У. Чхеидзе, A. Хорава, А. Васадзе, В. Анджапаридзе и многие
другие. Грузинское театральное искусство, его краски и традиции, естественно слившиеся с традициями и профессиональными навыками русского театра, дали Г. А. Товстоногову глубокую и своеобразную художественную культуру.
После окончания института театрального искусства Товстоногов работает в Тбилисском рус¬ском театре им. А. С Грибоедова. В 1946 году он переезжает в Москву, где недолго работает в Центральном детском театре, приобретая известность спектаклем «Где-то в Сибири» по повести И. Ирошниковой. В 1950 году Г. А. Товстоногов назначается главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Отдельные постановки он осуществляет в театре комедии («Помпадуры и помпадурши» по М.Е. Салтыкову-Щедрину) и в театре им. А. С Пушкина, где ставит один из самых известных своих спектаклей — «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского.
С 1956 года Г. А. Товстоногов руководит Ленинградским Большим академическим театром им. М. Горького, на сцене которого им поставле¬но более тридцати спектаклей. Многие из них стали приметными вехами в развитии советского театрального искусства.
От русского театра XIX века советский театр унаследовал высокие принципы реализма и про¬светительскую роль, понимание театра как кафедры, с которой, по выражению Н. В. Гоголя, можно много сказать миру добра. Опираясь на эти заветы лучших представителей русской театральной культуры, Товстоногов в своем творчест¬ве руководствуется прежде всего значительностью и актуальностью проблематики, заложенной в драматургическом материале. Это определяет высокую взыскательность режиссера к идейному и литературному уровню репертуара.
В выборе современных пьес он ориентируется на драматургию психологического толка, в кото¬рой через столкновение характеров, их движение и развитие раскрываются важные и сложные проблемы, утверждаются духовные и этические нормы человеке нашего времени. На сце¬не Большого драматическою театра с успехом шли пьесы А. Арбузова, А. Штейна, А. Володина, B. Розова, В. Пановой, Л. Рахманова я многих других советских драматургов.
Спектакли Г. А. Товстоногова — «Оптимисти¬ческая трагедия» Вс. Вишневского, «Гибель эскад¬ры» А. Корнейчука, «Беспокойная старость» Л. Рахманова по-новому раскрывали гуманистический смысл исторических свершений, подчеркивал роль партии в борьбе за установление власти Советов. Это были спектакли о людях, чья воля, характеры были выкованы в огне классовой битвы. Общее раскрывалось в них через личное, индивидуальное и это личное воспринималось как лучшее и полное выражение политических и нравственных идеалов революции. За спектакль «Оптимистическая трагедия» Г. А. Товстоногов был удостоен в 1958 году Ленинской премии.
Много сил и внимания отдал Г. А. Товстоногов работе над произведениями русской и мировой классической драматургии. Он ставил произведения А. С. Грибоедова («Горе от ума»), ф. М. До¬стоевского («Идиот», «Униженные и оскорблен¬ные»), А. М. Горького {«Варвары», «Мещане»), А П Чехова («Три сестры»), М. С Салтыкова-Щедрина («Помпадуры и помпадурши»), В. Шекспира («Король Генрих IV»)
Оставаясь на позициях исторически конкретного подхода к классике, ни модернизируя ее.