Запись с грампластинки Всесоюзной студиии звукозаписи "Мелодия" посвящённая творчеству популярной советской актрисы 1930-1960-х гг. Любови Петровны Орловой.
Любовь Петровна Орлова (29 января [11 февраля] 1902г., г. Звенигород - 26 января 1975г., г. Москва) - советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950). Кавалер ордена Ленина (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950). Одна из звёзд советского экрана конца 1930-х гг. начала 1940-х гг.. Актриса получила огромную популярность, снимаясь главным образом в фильмах своего супруга Григория Александрова. Среди них «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), и др.. Её творческая деятельность способствовала развитию жанра музыкальной кинокомедии.
Фрагменты из фильмов и спектаклей с участием актрисы:
"Весёлые ребята" - Л.Орлова, Л.Утесов;
"Цирк" - Л.Орлова, С.Столяров, В.Володин, Г.Александров;
Выступление И.Ильинского "Волга-Волга" - Л.Орлова, И.Ильинский;
"Светлый путь" - Л.Орлова, В.Володин;
"Весна" - Л.Орлова, Н.Черкасов, Р.Зеленая, Р.Плятт.
- Спектакли Государственного академического театра им. Моссовета:
"Нора" (Г. Ибсен) - Л.Орлова, С.Цейц;
"Лиззи Мак-Кей" (Ж.П. Сартр) - Л.Орлова, С.Сокольский;
"Милый лжец" (Дж. Килти) - Л.Орлова, Р.Плятт.
Ведущий - Ростислав Плятт.
Автор композиции - С. Кузнецов.
Составители - Э. Тобак, В. Попов.
Комментарий и режиссура - Марина Турчинович.
Иллюстрации:
Л.Орлова
P. S.:
...Любовь Орлова вошла в историю советской художественной культуры прежде всего как первая советская кинозвезда. Её пение неотрывно от драматического действия, от танца, от кинематографических трюков, от разнообразных, милых нашему сердцу пейзажей нашей родины. И от веселых шуток. Песни Орловой звучали чаще всего в музыкальных комедиях. Помните знаменитый «номер на пушке» из «Цирка» ? Как великолепны были и ее чечётка, и ее рискованное сальто, и её куплеты, а потом ... Выстрел ! Стремительный вылет, и под куполом, на фоне бутафорского неба, среди электрических и фанерных звезд зажигалась новая звезда, кинематографическая. «Оседлав» лунный серп, она пела прелестный вальс, расточая очаровательные улыбки ... Помните деревенскую девчонку Анюту из «Веселых ребят» в нелепых мужских ботинках, с косичками, задранными вверх, в полосатых чулках, съезжавшую по перилам лестницы ? Помните, как нежным и чистым голосом она пела: «Сердце в груди бьется как птица…», а потом тряслась под дождем на катафалке, чтобы внезапно попасть не куда-нибудь, а на сцену Большого театра и там, под джаз, отплясать стремительный канкан... Помните «Весну», где серьезную учёную-атомщицу перепутали с начинающей актрисой, и не знаю уж, кто из них пел в этом фильме, что «даже пень в апрельский день березкой снова стать мечтает...» Помните ? Скромная девушка, героиня «Светлого пути», попадает в большой текстильный цех и, словно Золушка в принцессу, превращается в там в рекордсменку-стахановку, и шум станков перекрывает ее торжествующий голос, поющий «Марш энтузиастов» ... Знаете ли вы, что песня о Родине, вступительные слова которой «Широка страна моя родная» стали позывными главной советской радиостанции, а мелодия обошла весь мир, как гимн Объединенных Наций, - была впервые спета на экране Любовью Орловой ? Звезда, кинозвезда... Можно по-разному относиться к этому не вполне академическому термину, но как ни считать, он предполагает и недюжинный талант, и отточенное мастерство, и огромную международную популярность. Но если попытаться одним словом охарактеризовать ее творческую жизнь, ее артистическую сущность, я все же выберу не слово «звезда», и не слово «актриса», и даже не «героиня», не «комедиантка», не «певица», а скромное слово «труженица». В её большой полузатемнённой комнате никогда не отдыхали два инструмента - рояль и балетный станок. Каждый день занятия пением, танцем, дикцией, гимнастикой, работа над новыми песнями и ролями, съёмки, а если не съемки - подготовка к концертам, спектаклям, радиопередачам, ответы на письма зрителей, интервью. И так - много лет. Труд многообразный, всепоглощающий творческий труд. Путь Любови Петровны Орловой в искусстве начинался с детских лет, в любительских спектаклях. Потом консерватория, фортепианный класс Киппа, Островской, Блуменфельда и, одновременно, балетная труппа театрального техникума, руководимая Мосоловой. Музыка и танец соединились, наконец, в хоре театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. И вдруг рывок из хора на главную партию Периколы в одноименной оперетте Оффенбаха, а вслед за нею - «Корневильские колокола», «Дочь Анго», «Соломенная шляпка». Следуя Немировича-Данченко о «поющем театре», о синтетическом актёре, которому подвластны и пение, и танец, и комедия, и трагедия, Орлова выступает на эстраде с инсценировками романсов Даргомыжского, Мусоргского, Глинки, где шляпа, шпага, шаль, зонтик, платок помогают ей драматизировать музыкальную и драматургическую ткань романсов. А отсюда, разумеется, и путь в кино. Но удача пришла не сразу. Первая роль в фильме «Любовь Алены» успеха не принесла. Зато вторая - роль провинциальной актрисы Грушеньки в фильме «Петербургская ночь» по повестям Достоевского, обратила на молодую актрису всеобщее внимание. Кино стало её призванием, её судьбой.