Тургенев И. - Стихотворения в прозе - (исп.: Елена Полевицкая, Алиса Коонен), (Зап.: 1968г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева в исполнении советских актрис Елены Полевицкой и Алисы Коонен.

- (1) - «Порог» - (исп.: Е. Полевицкая).
- (2) - «Нищий» - (исп.: Е. Полевицкая).
- (3) - «Пир у верховного существа» - (исп.: Е. Полевицкая).
- (4) - «Чья вина ?» - (исп.: Е. Полевицкая).
- (5) - «Путь к любви» - (исп.: Е. Полевицкая).
- (6) - «У-а... У-а !» - (исп.: Е. Полевицкая).
- (7) - «Морское плавание» - (исп.: А. Коонен).
- (8) - «Голуби» - (исп.: А. Коонен).
- (9) - «Лазурное царство» - (исп.: А. Коонен).
- (10) - «Как хороши, как свежи были розы» - (исп.: А. Коонен).

Елена Александровна Полевицкая (3 июня [15 июня] 1881г., г. Ташкент - 4 ноября 1973г., г. Москва) - русская и советская актриса театра и кино, театральный педагог. Из семьи банковского служащего. В 1900 году закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Затем училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей «высшей премии» за акварель, была отчислена в июне 1905г. якобы «за неуспешность», а в действительности за участие в студенческом движении. В декабре 1905г. поступила на курсы драматического искусства Е. Рапгофа, где занималась под руководством А. Петровского. Окончив в 1908 году курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе, Казани. В 1909-1910гг. - в петербургском театре В. Комиссаржевской. В 1914-1916 гг. - в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссёром И. Шмитом, за которого вышла замуж. В 1910-1914 гг. и 1916-1918 гг. играла в труппе Н. Синельникова в Харькове, Киеве. Приобрела всероссийскую известность. В 1920г. уехала с мужем на гастроли в Болгарию, где её выступления проходили с большим успехом; царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии. Позднее играла у М. Рейнгардта в Германии. В 1923 году приезжала в СССР и играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра. В 1924-1925 гг. снова гастролировала в СССР. В 1920-х - начале 1930-х гг. выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках. В 1934 году И. Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с Полевицкой в Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 году гитлеровскими войсками Эстонии Полевицкая была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море; освобождена благодаря вмешательству друзей. Осенью 1941 году Полевицкая заключила годичный контракт со студией УФА на съёмки в ролях второго плана. В марте 1943 года актриса переехала в Вену где преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств, одновременно играла в «Бургтеатре», «Скала», «Народном театре». В 1955 году получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли её творческие вечера. С 1961 года преподавала в Театральном училище им. Б. Щукина, одна из её учениц - Л.Чурсина. Елена Полевицкая снялась в х/ф «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960). С 1963 года работала над воспоминаниями.
______________________

Алиса Георгиевна Коонен (5 (17) октября 1889г., г. Москва - 20 августа 1974г., г. Москва) - русская советская актриса. Народная артистка РСФСР (1935).

Иллюстрации:
Е.Полевицкая
А.Коонен

P. S.:

Последние годы своей жизни Иван Сергеевич Тургенев почти безвыездно жил во Франции. Зимы писатель проводил в Париже, на улице Дуэ, а летом по обыкновению перебирался в Буживаль. Здесь у него была небольшая дача, в зелени и в цветах расположённая, неподалеку от усадьбы Виардо «Ясени». Как все здесь было не похоже на Россию. Тургенев с тоской вспоминал молчаливые просторы родных полей, запах березки его рука невольно тянулась к бумаге... Небольшой рассказ, вылившийся из-под его пера так неожиданно, писатель назвал «Деревня». Эта грустная поэтическая миниатюра открыла собой целый ряд произведений, которые явились как бы лирическим дневником. В этот «дневник» И.С. Тургенев заносил все, что было дорого его сердцу в далеком или близком, прошлом, настоящем, все, что так или иначе волновало его. Тут есть и зарисовки виденного, и мимолетные впечатления, и размышления о будущем, о жизни, о смерти. Писатель несколько критически относился к своим мелким рассказам, считая их чем-то вроде «эскизов» для крупных произведений. Из скромности он называл их «Senilia», что значит «старческое». Время показало, насколько писатель был к себе несправедлив. До нашего дня тургеневские «Стихотворения в прозе» не утратили своего поэтического очарования. Перечитывая их вновь и вновь, невольно поражаешься остроте его восприятия на, ясности мышления, обилию жизненных сил. Ведь в годы создания «Стихотворений в прозе» Иван Сергеевич Тургенев был тяжело и безнадежно болен. Сидя за своим рабочим столом в высоком вольтеровском кресле, старый писатель часто вспоминал о прошлом... Перед его глазами бесконечной вере вицей проходили картины родной Орловщины: пустынные перелески, поля, луга, деревни со скворечниками над соломенными крышами. Он видел русских мужиков с апостольскими бородатыми лицами и беспокойной лукавинкой в глазах... А потом неожиданно припомнилась встреча с нищим. И, как тогда, в глубине души появилось смутное чувство: нет, чтобы была не оскорбляющая человека жалость, а ощущение какой-то духовной близости, словно на большой дороге встретились, пусть и на короткое мгновение, два брата (рассказ «Нищий»). В конце января 1878 года во Францию пришло известие о покушении на петербургского градоначальника Тренева. В него стреляла революционерка Вера Засулич... Рассказ «Порог» полный гордости за новых людей России, написан И.С. Тургеневым под непосредственным впечатлением тех событий..
...И снова воспоминания. То дымчато-прозрачные, как майские сумерки, то ослепительно ярки. Рядом со светлой, радостной новеллой «Лазурное царство» - щемящее грустная «Как хороши, как свежи были розы», Всё проходит, всё тленно ! В конце пути - лишь тусклый свет мерцающей свечи и старый верный пес, свернувшийся калачиком у зябнущих ног... Ушло счастье, прошла любовь ! Да и была ли она на самом деле ? А может быть, это было только сострадание или благодарность... Благодарность - долг, - размышляет писатель. - Всякий человек платит свои долги... но любовь - не деньги». Так появилось стихотворение в прозе «Путь к любви». На смену философским размышлениям о любви, об одиночестве («Морское плавание», «Голуби») приходят раздумья о «благодетельности и благодарности» («Пир у верховного существа»). И вновь мысль о надвигающейся старости («Чья вина ?»). Эта мысль неотступна, она звучит как печальный рефрен. «Когда Тургеневым все более и более овладевала старческая тоска, - вспоминал впоследствии писатель Людвиг Пич, - он написал много поэтических видений, воспоминаний и аллегорий глубоко пессимистического содержания, замечательных то грандиозной смелостью, то увлекательной грацией рисунка». Действительно, некоторые «стихотворения в прозе» окрашены в грустные сумеречные тона, другие полны мрачного трагизма, но в целом они поражают своей акварельной ясностью, ибо, даже будучи на последней грани, Тургенев свято верил во всепобеждающую силу любви молодости, в непоколебимую силу вечно обновляющейся жизни (рассказ «У-а... У-а...»). Первыми создателями «Стихотворений в прозе» были поэт Я.П. Полонский и актриса М.Г. Савина. Оба они были в восторге от этих коротеньких поэтических миниатюр и горячо советовали писателю тотчас же их обнародовать. В 1882 года в свет вышел сборник рассказов, в котором было свыше пятидесяти новелл. После долгих колебаний И.С. Тургенев всё же оставил первоначальное название - «Senilia». В авторском предисловии он писал «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Уже от себя издатель М.М. Стасюлевич дал книге название «Стихотворения в прозе», по аналогии со сборником коротких рассказов, французского поэта Шарля Бодлера. Тургеневские «Стихотворения в прозе» имели у современников огромный успех. Писатель П.В. Анненков, прочтя их, сообщал: «я хоть и не плакал на отдельных пьесах «Стихотворений», да зато их общий характер просто ослепил меня... Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование».